Европа театральная. Ноябрь

«Good Canary»Theatre Comedia, Париж

Счастье преуспевающего, обласканного критиками и издателями писателя омрачает наркотическая зависимость его жены… В общем, личная жизнь не задалась.

Амфетаминами и ломкой современный театр – французский в том числе – уже не шокирует и даже не удивляет. Более того, обращаясь к подобному сюжету, драматургу, режиссеру и актерам приходится стараться изо всех сил, чтобы не впасть в опасные своей избитостью клише. Может быть, поэтому старинному парижскому бульварному театру понадобились эксперты из Голливуда. И вот в Theatre Comedia на бульваре Страсбур появился молодой сценарист Зак Хелм, успевший поработать со Стивеном Спилбергом, и – кто бы вы думали? – сам Джон Малкович, который выступил в качестве постановщика и главной «звездной» приманки спектакля «Good Canary».

Парижскую критику так умиляет его нью-йоркский темперамент, утонченная подача насилия и жестокости в его спектакле и даже проекции фотографий на лаконичной декорации, что можно уверовать, будто все это и впрямь впервые оказалось на европейской сцене. Истинно – нет пророка…

Кристиана Реали неожиданно и остро исполнила роль подсевшей на наркотики Анни. Ее перепады настроения, обнаженный эгоизм, нетерпимость и хрупкость увлекают зрителя до такой степени, что, вслед за ее мужем, он готов принять болезнь за проявление исключительной личности.

Theatre Comedia

«Маска красной смерти» BAC (Центр искусств Баттерси), Лондон

Скептически относитесь к театральному триллеру? Пожалуй, и правда, актерам в гриме и в условной декорации нелегко тягаться с могучим голливудским ужасом, «летящим на крыльях ночи». Впрочем, только не в Англии. Родина Франкенштейна не могла не найти чисто английского способа инсценировать триллер.

Действие прелестного и леденящего кровь рассказа Эдгара Алана По разворачивается в старинном, XIX века постройки, здании с коридорами, запутанными похлеще ходов лабиринта. На входе зрителям предлагают надеть маску и закутаться в плащ, после чего пускают в свободное плавание по тайным закоулкам новоявленного театрального пространства. Ни о чем заранее не предупрежденные, они бродят в темноте и с опаской открывают двери, за которыми прячутся актеры или просто – пусто, тихо и жутко.

В общем, ничего особенного – огромный дом, стильный интерьер, несколько инсталляций в духе По и, простите за выражение, психоделических перформансов. Однако лондонская публика буквально сметает билеты на «Маску красной смерти». Говорят, что маска на лице (не говоря уже об отсутствии сцены) каким-то особенным образом способствует единению актеров и зрителей – и сносит привычные грани. В общем, будете в Лондоне, полюбопытствуйте, – тем более, что гастроли этому спектаклю явно не светят.

Battersea Arts Center

«Пффф, или Последнее танго по телефону» Berliner Ensemble, Берлин

23 июля в Берлине скончался Джордж Табори – английский писатель, журналист, театральный режиссер и переводчик. Свидетель становления нацизма в Германии, потерявший в Освенциме отца, Табори сделал главную трагедию XX века основной темой своего творчества. Его перу принадлежит сценарий кинокартины Хичкока «Я исповедуюсь», лучшие английские переводы Брехта, Томаса Манна, Макса Фриша. Последние восемь лет он работал в театре Berliner Ensemble.

15 и 22 ноября в Berliner Ensemble – вечера, посвященные памяти Джорджа Табори, – «Пффф, или Последнее танго по телефону». Последнее сочинение писателя будет читать и играть Мартин Вуттке. С недавних пор он стал частым гостем на немецком телевидении и, увы, редким в театре. В Berliner Ensemble Вуттке играет потрясающий моноспектакль «Арто и Гитлер в Романском кафе» и новая постановка обещает стать блестящим продолжением его сценического соло – феерический монолог о любви и любовном разочаровании, выплеснутый вычурным персонажем с болезненным, обостренным восприятием реальности… Ради этого стоит приехать в мрачный ноябрьский Берлин.

Berliner Ensemble

Festival de Otono, Мадрид

Вплоть до 18 ноября продолжится Осенний фестиваль в Мадриде. Он масштабнее по размаху и скромнее с идеологической точки зрения, чем фестиваль в Рене. Зато здесь каждый сможет найти художественное мероприятие по вкусу. Между цирковой, музыкальной, танцевальной и театральной программами – читатели «Театрала», разумеется, выбирают последнюю.

У не попавших на «Великого инквизитора» театра Bouffes du Nord в режиссуре Питера Брука на недавнем Чеховском фестивале есть шанс увидеть этот выдающийся спектакль с удивительным Брюсом Майерсом в заглавной роли в Мадриде. И, конечно, нельзя пропустить «Веер» Гольдони миланского Piccolo Teatro, поставленный Лукой Ронкони, – спектакль, как всегда у итальянского режиссера, обворожительно красивый, неоднозначный и просвечивающий мрачностью сквозь буйное веселье.

Festival de Otono

Фестиваль Mettre en Scene, Ренн

За десять лет существования фестиваль Mettre en Scene, проводимый Национальным театром Бретани в сотрудничестве с крупнейшими европейскими театрами и фестивалями, стал едва ли не главным художественным мероприятием в своем роде на территории Европейкого союза.

Экстравагантное искусство, неожиданные художественные формы и спорные, провокационные идеи стали визитной карточкой Mettre en Scene. «Мы считаем, что многие вопросы, с которыми сталкивается Европа, не нужно воспринимать как табу, но – напротив – необходимо говорить о них и изучать их, – заявляет Франсуа ле Пийуэ, художественный руководитель Национального театра Бретани и организатор фестиваля. – Мы должны способствовать становлению демократического, свободного, социального и художественного пространства, а также и тому, чтобы Европа могла развивать связи с другими странами и континентами и формировать основополагающую для себя культуру – культуру абсолютной открытости».

Одним из главных спектаклей одиннадцатого фестиваля в Ренне называют «Пожары» Важди Муавада, известного драматурга ливанского происхождения, в постановке не менее известного режиссера Станисласа Нордея, встреча которых сама по себе весьма знаменательно событие.

Другой уникальный момент театра, который ждет гостей фестиваля, - спектакль причудника Франсуа Танги «Ricercar». Способность французского режиссера и сценографа наполнять музыкальные и хореографические композиции бесконечным многообразием смыслов московская публика оценила в спектакле «Кода», показанном на прошлогоднем фестивале NET.

С 6 по 17 ноября в Ренне будут показаны спектакли из Германии, Южной Африки, Бельгии, Бразилии, Франции, Италии, Португалии и Чехии.

Mettre en Scene