Ключевое доказательство вины или невиновности пилотов Ту-154 похищено?

Оперативно-следственная бригада, работающая на месте аварии авиалайнера Ту-154, совершившего экстренную посадку в аэропорту Домодедово днем 4 декабря, до сих пор не нашла главного и объективного «свидетеля» происшествия – речевой самописец МАРС-БМ, фиксирующий переговоры пилотов.

Для экспертной оценки авиакатастрофы используются три вида самописцев: аварийный, параметрический и речевой. Как правило, экспертам достаточно первых двух для того, чтобы установить причину аварии, а расшифровка переговоров пилотов играет вспомогательную роль. Но в этот раз для полноценного расследования специалистам Межгосударственного авиационного комитета (МАК) понадобился именно этот третий прибор. И именно его пытаются найти вот уже шестой день.

Согласно технической документации, прибор должен был находиться в специальной нише под кабиной пилотов. Теоретически в тот момент, когда самолет разрушился при ударе о холм, регистратор мог выпасть. Но куда? Эксперты утверждают, что все три «черных ящика» без особых проблем удается найти и в авиакатастрофах более масштабных и разрушительных. Приводят в пример и разбившийся в апреле Ту-154 с руководством Польши на борту. Тогда все самописцы были обнаружены довольно быстро, несмотря на то что самолет падал с высоты и его обломки разбросаны на большой лесной территории. Поэтому ситуация с пропажей речевого самописца самолета «Дагестанских авиалиний» выглядит крайне странной. Делу даже повысили статус и передали его из московского отделения в Главное следственное управление страны (СКП РФ). Если самописец так и не найдут, по факту его исчезновения будет заведено уголовное дело.

Представители «Авиалиний Дагестана» уверены, что речевой самописец просто недостаточно хорошо ищут. Замгендиректора авиакомпании Гаджихан Керамалиев пояснил, что МАРС-БМ штатно закреплен под кабиной пилотов и там же, скорее всего, находится сейчас. «Чтобы поднять кабину, придется перерезать электрокабели, которые эксперты сейчас прозванивают, оценивая техническое состояние самолета», – говорит он.

«Коммерсант.ру» цитирует слова гендиректора «Авиалиний Дагестана»: «Если и есть какие-то лица, не заинтересованные в том, чтобы речевой самописец попал в руки следствия, то мы к ним не относимся».

Ранее сообщалось, что в авиакомпании категорически отрицают версию, по которой отказ всех трех двигателей произошел по вине пилотов. По словам представителей компании, ошибка, о которой сейчас говорят следователи, технически невозможна. «Если бы летчики не включили насосы подкачки топлива, то двигатели самолета не завелись бы», – заявил первый заместитель генерального директора авиакомпании Алексей Джабраилов. В авиакомпании болезненно относятся к попыткам сделать виноватым экипаж аварийного Ту-154, который фактически сделал все возможное в создавшейся ситуации и спас жизнь 82 из 84 пассажиров, находившихся на борту.