Кому и зачем нужен иностранный язык?

Бытует мнение, что иностранный язык должен знать каждый. Но чтобы принять верное решение, нужны факты. И сегодня мы поговорим о фактах, которые, может быть, и не всем нужно знать, но которые интересны многим. Так кому же все-таки нужен иностранный язык?

Исследования на этот счет проводятся часто, если не сказать – постоянно. Зачем, почему, что и на каких условиях. А вот результаты оказываются довольно стабильными. Итак, попробуем нарисовать портрет честного человека, для которого иностранный язык представляет насущный интерес.

Если говорить о возрастных рамках, то подавляющее большинство желающих освоить иностранный находится в возрасте от 17 до 30 лет (порядка 85%). Это связано с реальной необходимостью владения английским в обучении или трудоустройстве. Современные ВУЗы развернули активную программу по подготовке высококвалифицированных специалистов международного класса, требуя от них знание иностранного языка, но редко предоставляя при этом подобную услугу самостоятельно. Молодые специалисты также делают ставку на иностранный, понимая, что без опыта нужно «брать» чем-то другим, тем, что представляет ценность из-за своей редкости – например, свободным общением на английском, французском, немецком.

Около 15% желающих составляют люди в возрасте старше 30 лет. Добрая половина обучающихся иностранному совмещает занятия с работой. А это значит, что даже при условии трудоустройства наличия в запасе одного русского недостаточно. Более половины «студентов» взялись за иностранный именно потому, что считают его ключиком к карьерному росту. К остальным нередким мотивам можно отнести стремление к саморазвитию или необходимость заполнения свободного времени.

При выборе курсов иностранных языков к наиболее важным факторам потенциальные «студенты» относят содержание программы обучения и преподавательский состав. Что вполне естественно, учитывая, что большинству приходится действовать «от противного». Практически каждый житель большого города в школе хоть один иностранный язык, да изучал. Однако очень немногие добились каких-либо ощутимых результатов. Многим после 6-11 школьных лет приходится учить язык буквально с нуля. В таких случаях фактор совпадения или несовпадения методики обучения на курсах с классической системой образования становится жизненно важным. Более того, люди ставят свои цели и хотят, чтобы им соответствовали те услуги, которыми они пользуются.

К другим важным показателям можно отнести такие, как получение сертификата по окончании обучения, рекомендации знакомых, стоимость обучения, репутация курсов, а также территориальный аспект. На некоторых из этих критериев хотелось бы остановиться поподробнее. В особенности на вопросе о сертификатах. Желание получить «корочку» – сродни попытке обезопасить себя. Многие люди, сомневаясь в своих способностях и возможностях, хотят иметь что-то, что подтвердило бы ценность затраченных усилий. В конце концов, иметь хоть что-то – лучше, чем ничего. Вы можете не верить, но такая вот психология и формирует мнение большинства. Однако ваши личные способности и навыки говорят куда громче, чем дипломы и аттестаты. Кроме того, при ситуации изобилия, которая присутствует сегодня на рынке образовательных услуг, работодатели теряют доверие к филькиным грамотам, которые им ежедневно подсовывают. Любая уважающая себя компания проводит собственные тестирование и собеседование, чтобы выяснить реальный уровень аппликанта. На что действительно стоит обращать внимание, так это на рекомендации знакомых и репутацию курсов. Как говорится, vox populi – vox Dei (глас народа – глас Божий, лат.). Нет смысла убеждать кого-то, что реальная история успеха значит куда больше, нежели печать на листочке.

К вопросу о стоимости стоит подходить очень осторожно. Конечно, любой опрос покажет, что люди готовы отдать за нужную им услугу столько, сколько они могут себе позволить, и при этом чем меньше – тем лучше. Это естественно. Все хотят получить как можно больше за как можно меньшую сумму. Однако не стоит забывать про законы рынка. В том случае, если цена оказывается низкой, качество или ценность товара (или услуги) тоже оказывается низкой. И наоборот. Все в жизни должно происходить по правилам равного обмена. В противном случае, организация не выживает. Если более чем посредственные курсы устанавливают высокую плату за обучение, им удается «урвать» некоторую сумму на начальных порах. Однако со временем количество их клиентов сократится настолько, что организация вынуждена будет закрыться. Поэтому если вы ориентируетесь на результат, вы должны понимать, что его достижение потребует от вас определенных затрат. В том числе и финансовых. Лучше один раз выложиться, чем растрачивать себя постоянно, но попусту.