Лунгин: «Рязанов жил в лучах славы своих героев»

Российские режиссеры вспоминают своего друга, коллегу и учителя.

Создатель «Иронии судьбы» испытывал проблемы со здоровьем последние пять лет. Первую операцию на сердце он перенес в 2010 году. Спустя несколько месяцев, уже в 2011-м, была проведена еще одна операция. С тех пор Эльдар Александрович почти каждый месяц ложился в больницу.

Около недели назад его состояние резко ухудшилось. В ночь на 30 ноября Рязанова не стало. Причиной смерти стала сердечная недостаточность (подробнее читайте здесь).

Эльдар Рязанов: «Знаете, я такой недобрый дедушка»
Подробнее

С самого утра коллеги по цеху и многочисленные поклонники приносят родственникам режиссера соболезнования.

«Мы относились к разным поколениям. Но, конечно, были знакомы, – делится с Woman’s Day режиссер Павел Лунгин. — Рязанов был последним из режиссеров, который обращал свои фильмы ко всем и говорил со всем народом, со всем населением, у него не было избирательного зрителя – отдельных групп или кругов».

Павел Лунгин (Pavel Lungin)

Это был последний из гигантов большого советского стиля, большого советского кино. И поэтому любим был всеми. Это было его особое свойство – объединять своим творчеством всех людей. Это его уникальный дар. Таких больше нет. И, может быть, в каком-то смысле и не будет. Он работал с лучшими актерами, создавал этих актеров, создавал им славу и сам жил в лучах их славы. Это был огромный мастер и человек, полный любви и добра. Не бичующий, а объединяющий.

Владимир Хотиненко: «Нас связывает смешной случай»

«Мы давно не виделись. Он болел в последнее время. Хотя мы даже по-своему с Эльдаром дружили, – говорит режиссер Владимир Хотиненко. — Помню, я только начинал свою карьеру. На Высших курсах учился, в мастерской Михалкова, а он у другой группы преподавал… А после мне его жена, Эмма, на киностудии помогала. И получалось, что так или иначе мы постоянно были связаны».

Владимир Хотиненко (Vladimir Khotinenko)

У нас с ним есть одна смешная история. Как ее вспоминали, так смеялись всегда. Когда я еще учился, мы оказались с Рязановом в одном лифте. Ехали вдвоем, и такая неловкая тишина. Но я и не нашелся спросить, ничего лучше, чем „Как дела?“ А он всполошился, оказалось, у него были большие неприятности с фильмом „О бедном гусаре“, съемки прекращались… Он, видимо, думал, что я знал и решил так подшутить над ним. А я-то только обстановку разрядить хотел.

У автора песни крокодила Гены обнаружен рак желудка
Подробнее
Юрий Антонов отменил концерты из-за срочной операции
Подробнее

Владимир Грамматиков: «Обещал мне сценарий»

«Мы жили с Эльдаром Рязановым долгие годы в Пахре Красной в коттеджном поселке. Было общение и долгие прогулки. Я в определенное время тоже хотел зайти на эту «грядку комедийную», и он переживал, что у меня нет подходящего сценария».

Владимир Грамматиков (Vladimir Grammatikov)

И мы как-то договорились, что если ему принесут сценарий и он его не использует, то покажет мне. Но этого, к сожалению, так и не произошло. Эльдар Рязанов – это большая потеря. Современному кинематографу очень его не хватает – его вектора. Человеческих историй, рассказанных с юмором, иронией и большим состраданием.

Виктор Мережко, режиссер:

«Благодаря телепередаче «Кинопанорама» у Рязанова была невероятная популярность, ни один артист не мог с ним сравниться. Приведу один пример. Мы с Эльдаром Александровичем одно время жили по соседству на Аэропорте, там был универмаг при Ленинградском рынке. И вот однажды, во времена большого дефицита, иду и вижу - очередь за туалетной бумагой. Дают по 5 рулонов в руки. Встаю, и вдруг слышу «Витя!» Смотрю - Эльдар Александрович.

«Ты за туалетной бумагой? Давай, я тоже встану». И только он встал, подходит продавщица: «Рязанов? Да что же вы стоите, давайте ко мне в подсобку, я вам продам сколько хочешь». «Я не один». «Давайте его тоже». Зашли в подсобку, и нам дали штук по 20 рулонов каждому. Мы как матросы революции обмотались лентами с туалетной бумагой крест накрест и пошли домой».

Виктор Мережко (Victor Merezhko)

А потом так получилось, что я перехватил у Эльдара Александровича «Кинопанораму». Он рассорился с начальством на телевидении. Ему стали ставить жесткие условия, а он был неконтролируем: приглашал тех гостей, которых считал нужным, говорил в камеру то, что считал нужным. И когда ему сделали очередное замечание, сказал, что в таком случае покидает «Кинопанораму». Было несколько временных ведущих, а потом предложили мне. Он, кстати, на меня одно время сердился. Зачем, дескать, я за это взялся? «А что, - говорю, - передача-то хорошая». Потом мы помирились.Лет 5-6 назад он приезжал в Анапу на фестиваль «Киношок», я был его президентом. Он уже был нездоров, плохо ходил, с ним постоянно находилась Эмма. Ворчлив был немножко, но чувство юмора его никогда не покидало. Он был таким мрачноватым шутником. Мог молчать, а потом выдать что-то абсолютно непридуманно. Тогда мы с ним поговорили. Он жалел о том, что в свое время рассорился с Эмилем Брагинским (кинодраматург, с которым режиссер работал над фильмами «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих» - Прим.), потому что для Рязанова Брагинский был идеальным сценаристом. Я спросил: «Почему же вы расстались?» Он ответил: «Он был взрывной, и я взрывной. Ну, два дурака...» А Эльдар Александрович действительно был очень непростого характера человек, эмоциональный и обидчивый.А примерно год назад мы встретились на передаче «Пусть говорят». Он совсем уже плохо ходил. Эфир не касался конкретно его, нас пригласили человек 15-20, но Эльдар Александрович быстро взял речь на себя, Андрей Малахов не сопротивлялся, и вся передача была по сути посвящена Рязанову.