Можно ли купить любовь за деньги?

В поисках ответа на этот вопрос в ЛГАТД им. Толстого вернули в репертуар обновленный спектакль «Месье Амилькар».

Вчера, 15 января, в театре Толстого снова, спустя несколько лет, представили зрителям постановку главного режиссера Сергея Бобровского по пьесе французского драматурга Ива Жамиака «Месье Амилькар». Судя по полноценной наполненности зала и реакции зрителей, это возвращение было долгожданным.

По сюжету пьесы главный герой, некто Александр Амилькар, нанимает за неплохой гонорар трех человек – нищего художника Машу, безработную актрису Элеонору и уличную девицу Клео. Троица должна усердно создавать для нанимателя иллюзию, что у него есть любящая жена, верный друг и прелестная дочь-студентка. Он дает им имена, придумывает биографии и хлопает в ладоши – живите в предполагаемых обстоятельствах!

Амилькар не сумасшедший, как поначалу думают нанятые. Причина его странного поведения – ряд пережитых предательств от близких людей, боль разочарований и обид. Он пытается огрубеть душой, стать стопроцентным циником. Он декларирует новый, горький девиз своей жизни: я вам плачу за то, чтобы вы изображали любовь ко мне, ибо в настоящую вашу любовь к себе я никогда не поверю.

Сначала спектакль, разыгрываемый для Амилькара, идет ни шатко ни валко – «актеры» никак не найдут верный тон. Но как только действо набирает гладкость и живость, наниматель начинает ерзать в своем «оплаченном зрительском кресле»: что это – кажется, настоящие чувства? Так любовь это или не любовь? А если любовь – купил он ее или не купил? А если его полюбили не за деньги – можно ли верить этим чувствам, или опять обманут, бросят, предадут?

В театре Толстого кипят «Реальные страсти»
Подробнее

Не напрасно эту пьесу относят к жанру трагикомедии: актерам (реальным, театральным) здесь есть где разгуляться и есть чем посмешить зрителей. Вместе с тем, щемящая нота не дает полностью отдаться беззаботному смеху. Каждый герой одинок и по-своему несчастлив или не удовлетворен. Даже молодая парочка, Клео (Виржиния) и ее дружок-байкер Поло – и то устают от своего бунтарства. Очень трогательно наблюдать, как Поло (актер Андрей Литвинов) меняет свой брутальный байкерский наряд на приличный костюм и буквально смотрит в рот Амилькару – молодой человек явно тоскует по представителю старшего поколения, достойному его уважения и подражания.

Все эти люди, сбившиеся одну компанию случайно, тянутся друг к другу в поисках тепла, в жажде настоящих, а не оплаченных человеческих чувств. В российских театрах эту пьесу Жамиака ставят много и охотно. И в том случае, если актерскому ансамблю во главе с режиссером удается поймать эту нотку теплой грусти, мучительного, трудного счастья, зритель неизменно уходит из зрительного зала с теплым солнечным пятном в душе, с ощущением, что «все будет хорошо». И несмотря на то, что липецкие зрители оплатили свои кресла в театре, ощущение ненапрасности жизни, с которым каждый из них выходит с этого спектакля, ни за какие деньги не купишь.

Нельзя не отметить удачные вводы в постановку, благодаря которым липчане снова могут наслаждаться хорошей пьесой. Роль вышедшей в тираж актрисы Элеоноры прежде играла заслуженная артистка России Ольга Мусина. Напомним, что любимая липецкими зрителями актриса трагически погибла в автокатастрофе в мае 2011 года. В возрожденном спектакле «Месье Амилькар» роль Элеоноры блестяще играет актриса Светлана Кузнецова.

Также можно поздравить с премьерой молодую актрису Евгению Полехину, которая играет роль Клео. Прежде в этой роли зрители видели актрису Марию Колычеву, которая в данный момент вынуждена отвлечься от театра в пользу учебы.

Роль Амилькара с самого появления спектакля в репертуаре театра играет Владимир Борисов, маму Элеоноры Мелию – народная артистка России Зинаида Румянцева, в роли художника Машу мы с удовольствием наблюдаем заслуженного артиста России, актера и режиссера Николая Чебыкина.

Ближайший показ спектакля «Месье Амилькар» состоится 20 февраля, далее эта постановка займет постоянное место в репертуаре театра.