Проститься с Рязановым пришли тысячи человек

У Дома литераторов собралось больше 500 желающих проводить режиссера, среди них многие коллеги и друзья Эльдара Александровича.

Эльдар Рязанов – глыба, легенда. Его фильмы мы знаем наизусть. Это факты. Именно поэтому желающих проводить в последний путь режиссера оказалось очень много: очередь в Дом литераторов растянулась от Садового кольца. Сотни людей боялись, что не успеют проститься с режиссером, торопились попасть внутрь. И еще 2 тысячи человек терпеливо ждали своей очереди подойти к гробу.

Приехали и коллеги Рязанова Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Андрей Смирнов, Алла Сурикова и многие другие. Они выражали соболезнования родственникам режиссера и говорили хорошие слова. Над сценой большой экран показывал старые фотографии и видео. Детские фото Рязанова, старые пожелтевшие карточки из молодости, кадры со съемок, видео с Ельцыным, с котором он дружил. Было абсолютное ощущение, что это не просто прощание с человеком. Что-то неизмеримо большее.

Прощание началось со слов режиссера Вадима Абдрашитова.

«Сегодня день совсем необычный. Мы прощаемся не просто с человеком, с мастером, художником. Мы прощаемся с явлением нашей общей жизни, нашей общей культуры. Влияние личности, творчество и влияние его пребывания в нашей жизни недостаточно понято и прочувствовано, потому что мы его современники, как всегда это бывает. Потом будет яснее и яснее. В любом случае его существование определило все наши жизни».

Трогательную речь произнес Олег Басилашвили:

«Мне очень трудно говорить. До меня хорошие слова сказали: о его великом таланте, гражданском мужестве. Это все верно, и за это я любил и люблю Элика, Эльдара Александровича.

Но это человек, которому я обязан очень многим. Как и большинство актеров, снимавшихся в его фильмах. Пять фильмов сработано вместе. И в каждом фильме он открывал для меня меня же. Зачем актер стоит на грязном полу, ожидая съемки… У нас не было бесед на эту тему. Но всем своим поведением Эльдар Рязанов показывал, что если ты не пронизан любовью к своей стране, к профессии, то ты не актер. Его уход – для меня большой удар. Но я никогда не забуду счастливые годы, проведенные с ним. И я благодарю тебя, Элик, не только за счастливые мои моменты перед камерой, но и за жизнь. Спасибо тебе, Эльдар».

Попращаться с режиссером приехала и Алла Пугачева. «Когда его в последний раз увезли в больницу, я очень надеялась, что он выкарабкается. Я сама сердечница», – только и сказала Примадонна. Ее поддерживал Максим Галкин.

«Я – то поколение, которое существовало рядом с фильмами. Это не только кинорежиссер. Это часть родины, часть страны. Его фильмы воспитывали, – взяла слово Татьяна Догилева. — Мои рабочие родители назвали меня Танечкой после „Карнавальной ночи“. „Ах, Танечка, Танечка, неси“. Лет в 6−7 я посмотрела „Гусарскую балладу“ и поняла, что такое родина и что ее надо любить. Сейчас покупала цветы и говорю: иду на прощание с Рязановым, и две простые женщины говорят: никогда такое не повторится, и фильмов таких больше не будет. Будут все только перепевать старое. Ушло светлое, талантливое. Остались только фильмы».

Владимир Меньшов:
Владимир Меньшов (Vladimir Menshov)

«Принято считать, что искусство кино вечное, остающееся во времени, в отличие от театра. Тот же служебный роман, как он поднял этот комедийный сюжет. Это приводило к высочайшим результатам. Я уверен, что его творчество надо изучать в институтах. Изучать Рязанова, изучать Гайдая, чтобы понять, что такое народное кино. Я считаю, что нам необыкновенно всем повезло – быть современниками этого человека. Я думаю, что кроме чувства благодарности мы ничего не можем испытывать».

Лия Ахеджакова:
Лия Ахеджакова (Liya Akhetzhakova)

«Хочется сказать очень важные слова. Я думаю, он нас слышит и еще с нами. Но, кроме слез, ничего не получается. И хочется выразить бесконечную благодарность за то, что у меня это в жизни было. Что я имела честь и счастье сниматься у Эльдара Александровича. Пять раз. Работа с Рязановым – это способ высокой дружбы, высокое доверие, что ты это сыграешь. Он меня вывел на территорию, где нельзя сосуществовать с несправедливостью и подлостью. И в каких только местах я не была… В каких только городках. И везде меня встречали как человека, представляющего Эльдара Александровича. И везде просили ему передавать привет».

<a href="/person/inna-churikova/">Инна Чурикова</a>:
Инна Чурикова (Inna Churikova)

Я преисполнена была глубокого уважения и нежности и называла Элечку Эльдаром Санычем. Но он сказал: я Элечка, и давай будем на «ты»…

С ним мало картин и вечного обаяния. Сколько подробностей, сколько невероятных деталей. Я так хочу думать – я и Глеб были друзьями его и его замечательной супруги Эммочки. Было много хороших вечеров. Боже, какая у него острая память! Дорогой друг, спасибо за это явление. Я снималась у него в небольшой роли. Я за все тебя, дорогой друг, благодарю. С такими людьми не хочется расставаться. Я благодарю и очень тоскую. По твоим фильмам, которые открываешь бесконечно. Они становятся более уникальными, ценными. Хочется очень много говорить, но трудно. Мы тебя очень любим. Я еще хочу поблагодарить Эмму за то, что она была верным плечом для него.

Цитаты Рязанова на все случаи жизни
Подробнее
Эльдар Рязанов: «Знаете, я такой недобрый дедушка»
Подробнее

Напомним, советский и российский режиссер умер в московской больнице в возрасте 88 лет в ночь на 30 ноября. Причиной смерти стала сердечная недостаточность.

«Мы потеряли Эльдара Александровича Рязанова – нашего Элика. Боролись до конца, но не смогли удержать. После полуночи он нас оставил», – поделился грустной новостью с публикой пасынок великого режисера Олег Бердюгин.

До последних дней жизни рядом с Эльдаром Александровичем Рязановым находилась его жена Эмма Валерьяновна Абайдуллина.

Рязанов впервые увидел Эмму в 1987 году на Московском международном кинофестивале. Эмма приехала на него как журналистка из Свердловска.

Эмма – третья жена кинорежиссера.

Впервые он женился в 1950 году на своей однокурснице Зое. В 70-е годы пара развелась, и Эльдар Александрович женился на редакторе «Мосфильма» Нине Скуйбиной. К сожалению, в 1994 году после длительной болезни Нина умерла. И позже Эльдар Александрович женился на Эмме. Она была его последней любовью. А в 2000-м он написал стихотворение об этом чувстве:

Последняя любовь… Как наважденье, Как колдовство, как порча, как дурман, Последний шанс на страсть и обновленье, Прощальный утешительный обман…

В какие годы сердце горше плачет? Увы, конечно, на исходе дней… Любовь – загадка, как она дурачит, Не хватит жизни разобраться в ней…

Последняя любовь – нежданный случай, Судьба шальная нас с тобой свела. Всю жизнь я был какой-то невезучий… А ты меня ждала, ждала, ждала…

Жизнь куролесит наворот событий, Сжимает сердце, голова пьяна, И множество незнаемых открытий Мне дарит обретенная страна…

Последняя любовь – как завещанье, Прозрение, прощение и прощанье…

Кстати, Эльдар Александрович в одном из интервью журналу «Антенна» признавался, что к нему стихи, как и ко всем, приходили с 15 до 20 лет. «Но не каждому, как мне, – говорил Рязанов, – хватило наглости принести их Константину Симонову. Надо понимать, кем Симонов был в 1944 году. В 60-е годы Окуджава, Евтушенко, Вознесенский и Ахмадулина вместе не имели такой славы, как один Симонов в годы войны. А я раздобыл его телефон, позвонил и пришел к нему домой в один из его приездов с фронта. Принес тетрадочку написанных от руки стихов. Через неделю он меня принял и вежливо объяснил, что у пишущего стихи должна быть своя интонация, а у меня ее нет. Честно говоря, о том, что нужна своя интонация, я тогда не догадывался.

Потом я поступил во ВГИК, возникли другие интересы, и стихи появляться перестали. Снова начал писать только после 50 лет».

Тогда же Эльдар Александрович пошутил, что любимая его стихотворная цитата – из собственного творчества, такая: «Тем, что у меня депрессия, иногда обязан прессе я».

А в одном из стихотворений Рязанова, в самом, пожалуй, известном, есть строки, которые сегодня звучат с особым смыслом:

Смену лет, закаты и восходы, И любви последней благодать, Как и дату своего ухода, Надо благодарно принимать.