«Талант дороже денег» Лиза Джианнанджели

Заместителя декана профессора Лизу Джианнанджели можно назвать надеждой Стэнфордской бизнес-школы, долгое время игнорировавшей современные методы обучения и державшейся на одном своем громком имени. В поисках партнеров госпожа Джианнанджели приехала в Москву.

- По каким критериям, на ваш взгляд, нужно выбирать бизнес-школу?

- Во-первых, надо найти то, что будет подходить студенту. Он должен решить, какая академическая, социальная среда ему соответствует. Хочет ли он учиться в большой или маленькой школе, нравится ли ему такой общий курс управления, как в Стэнфорде, или менеджмент конкретной области. Предпочитает ли человек более традиционный метод обучения или экспериментальный.

- В чем принципиальное отличие Стэнфорда от прочих бизнес-школ?

- Наша программа обучения по сравнению с программами других бизнес-школ достаточно небольшая, поэтому мы набираем каждый год 360 студентов. Наши классы в основном по 15-16 человек. Новая система обучения, на мой взгляд, чрезвычайно персонифицирована. Для нас имеют значение общее развитие студента, полученный им опыт работы и его будущие карьерные устремления. На этом основан первый год обучения по программе MBA. Мы, конечно же, учитываем и мировой, международный опыт. У нашей программы MBA обширная сфера сотрудничества. Никакая компания или организация не имеет права приехать в университетский городок, не узнав у нас, что интересует студентов. Это стимулирует желание учащихся посещать те встречи и лекции, которые действительно соответствуют их устремлениям. Наша главная цель - студенты должны особенно преуспевать в тех предметах, которые им понадобятся в будущем. Программа поощряет работу в команде - это приносит большую пользу каждому слушателю. Помимо этого есть команда консультантов, инструкторы по лидерским качествам, персональный помощник в социальной жизни бизнес-школы и другие специалисты, которые персонифицируют процесс учебы.

- Оцените самую сильную сторону вашей бизнес-школы.

- Самой сильной стороной обучения можно назвать то, что в центре внимания находится сам студент. Обучаясь, он получает именно те знания, которые ему нужны.

- Тогда какова самая слабая сторона?

- Слабая, на мой взгляд, наше новое расписание. Первые недели учебы просто перенасыщены информацией. Программа структурирована в настоящее время так, что в учебном плане стоят предметы, которые до этого студенты не изучали. Таким образом, мы даем им почувствовать, что у них совсем нет времени для адаптации - они с первого дня должны быть готовы к получению знаний. Это своего рода «шоковая система», которая очень многих поначалу действительно шокирует, но очень быстро приводит в чувство и заставляет делать правильный выбор. В результате люди учатся очень напряженно. Это может показаться жестким подходом к образованию, но все же я надеюсь, что новое расписание помогает студентам, а не вредит им.

- Допустим, я решила поступить в вашу бизнес-школу. Каких типичных ошибок нужно избегать при написании эссе, при формировании пакета документов, при сборе рекомендательных писем?

- Самой распространенной ошибкой является, как мы это называем, сверхподготовка. Излишнее усердие в подборе досье, а также в ответах на вопросы, которые мы задаем во время интервью. Это звучит очень просто. По-моему, лучший способ ответить на вопросы - сфокусироваться на каждом из них и не пытаться сказать слишком много, так как это может повлечь за собой потерю индивидуальности.

- Пакет документов собран. Что дальше? На что еще стоит обратить особое внимание?

- Конкурс проводится в три этапа. Первый из них начинается 22 октября, следующий - в январе и заключительный - в марте. Как только поступающие присылают нам документы (регистрируются через интернет), мы рассматриваем их в офисе, а затем приглашаем абитуриентов на интервью. После поступления слушатели могут приехать в кампус на выходные, потому что они должны посмотреть, где будут жить и учиться. Возможно, из-за жилищных условий они даже изменят свое решение. Учеба начинается в сентябре.

- Какие эссе привлекают вас в первую очередь? И какие выводы об абитуриенте можно сделать, прочитав его эссе?

- У приемной комиссии есть три критерия отбора кандидатов. Во-первых, интеллектуальные способности, во-вторых, проявленный потенциал лидера. Примеры для его подтверждения могут приводиться из совершенно разных областей - из школьной жизни, занятий в спортивных секциях, участия в создании университетских газет, исследовательских работ. И третье - это то, что мы называем личными качествами и ценными достижениями. Они могут быть перспективными.

- На что еще вы обращаете внимание? Вообще, каковы критерии отбора?

- Абитуриенты действительно могут писать, о чем хотят. Например, некоторые претенденты пишут о своих семьях, религии или хобби. Я бы не смогла выделить то, о чем нельзя писать. Если английский язык является вторым, мы не требуем идеальной грамматики.

- Что самое сложное в процессе поступления в бизнес-школу и в учебе?

- В процессе поступления самым сложным я бы назвала встречу с самим собой, которая необходима для проявления личных качеств. Это настоящий вызов. А в процессе обучения, особенно в течение первого года, от студентов требуется много энергии, чтобы овладеть теми дисциплинами, которые они сами же и выбирают. Речь идет не только об академическом опыте, но и о социальных программах, об образовательных поездках, которые входят в нашу программу. Нужно очень много работать, чтобы стать профессионалом.

- Кандидат получает письмо о зачислении и приезжает в Пало-Альто. Опишите его жизнь в последующие три недели, три месяца.

- Все поступившие студенты приезжают в университетский городок и могут встретиться с их будущими однокурсниками и студентами группы, профессорами. В течение шести недель они имеют возможность присоединиться к студенческим организациям; их в нашей программе более 60. Принимая участие в исследовательских поездках, каждый думает о своей будущей карьере и перспективах трудоустройства. Все наши студенты должны ознакомиться с мировым экономическим опытом.

На втором году обучения в Стэнфорде исследовательская, академическая и социальная деятельности студентов совмещаются, потому что большинство студентов живут в университетском городке. За завтраком вы изучаете учебные материалы, затем вместе сидите на занятиях. У вас два или три занятия в день, которые займут пять или шесть часов, затем ланч, дополнительные встречи команд и клубов. Так, внеучебная и социальная деятельности сливаются в одну. Большинство людей, которые у нас учатся, говорят, что они даже спят как студенты MBA. Это чрезвычайно трудная работа.