«Талант дороже денег» Лиза Джианнанджели

- Как в вашей бизнес-школе обстоит дело с выдачей кредитов и материальной поддержкой необеспеченных, но талантливых людей?

- Если студенту на момент поступления нужна финансовая помощь, им занимается наш финансовый офис. В целом ряде случаев школа может гарантировать полное покрытие расходов и на проживание, и на обучение. Наша политика - изыскать свободные деньги для тех студентов, которые не в состоянии заплатить; есть также дополнительные ссуды. Иностранные студенты могут рассчитывать на финансовую помощь наравне с американцами. То есть они могут получить все деньги целиком. Цена за обучение, проживание, как и медицинское страхование, транспорт, - все включено в субсидию. Также, если вы хотите впоследствии сделать карьеру, работая в правительстве, в некоммерческом, социальном секторе, ваши долги будут погашены во время работы. Если вы намерены поехать работать в развивающуюся страну, для этого тоже предусмотрена специальная программа финансовой помощи.

- Во сколько обходятся два года?

- Обучение - приблизительно $46 тысяч в год, стоимость проживания может колебаться в пределах $ 25-35 тысяч в год.

- Какая самая интересная и популярная программа в Стэнфорде?

- MBA - это общая программа управления. У наших выпускников одинаковый уровень, одинаковый диплом, поэтому мы не концентрируемся на каких-то специальных программах. Среди популярных предметов есть один в начале программы. Любимый предмет - такой, где изучаешь то, что потом будет нужно ежедневно, даже когда тебе 20 лет. Это то, что студенты называют touch-n-feel it («прикоснуться и почувствовать»). На самом деле это межличностная динамика. Это - как вы общаетесь со всеми и каждым, как вы встречаетесь с людьми, используете язык в различных целях. Культурные и гендерные различия помогают выявить ваш личный стиль управления. Это в высшей степени необычный предмет для MBA... Бизнес-школа в Стэнфорде дает более широкое образование, чем какой-либо факультет университета. Наши студенты должны изучать те предметы, которые соответствуюет выбранной сфере менеджмента. Все эти предметы присутствуют в программе бизнес-школы. Некоторые делают следующий шаг - записываются на один из наших дополнительных курсов. Например, вы можете получить еще один диплом по образованию, делопроизводству, окружающей среде, юриспруденции (гражданскому законодательству). Для Стэнфорда свойственно обращать внимание студентов на то, что не входит в сферу чистого бизнеса: взаимодействия в бизнесе, высокие технологии в бизнесе, образование с точки зрения бизнеса.

- Курс touch-n-feel it - ваше ноу-хау?

- Это стэнфордская специфика. Большой объем работы, который слушатели выполняют вне класса... Вы проводите с 25 людьми 24 часа в неделю. Нет никаких программ для этих встреч, никаких ключевых пунктов для обсуждения, вам разрешается только эмоционально реагировать, говорить о своих чувствах. Touch-n-feel it дает возможность работать в команде, общаться с людьми. Вы можете использовать полученные навыки в вашей профессиональной и личной жизни. Студенты говорят, что это помогает общаться с родственниками, изменяет модель поведения в различных ситуациях.

- В Стэнфорде есть свои традиции?

- В первую очередь - встречи. Например, когда 25 лучших студентов могут встретиться с лидерами бизнеса и политики, которые их вдохновили на получение той или иной специальности. Это потрясающая возможность. Весной проводится университетский фестиваль, когда профессора и студенты собираются вместе - танцуют, поют, смотрят фильмы, одним словом, развлекаются.

- В чем заключалась недавняя реформа учебной програмы бизнес-школы?

- Мы пересматриваем расписание каждые два года. Сначала профессора и члены педагогического комитета говорят с компаниями, фирмами, которые регулярно приезжают в Стэнфорд. Это является залогом успеха. Результат их совещаний учитывается при составлении нового расписания. В первый год обучения оно для всех слушателей одинаково: изучают менеджмент в глобальном контексте. Учатся аналитически, критически мыслить. Студенты вместе с профессором должны выработать программу обучения, которая соответствует их профессиональным запросам. Нужно выбрать одно из трех направлений - маркетинг, финансы или стратегию - и наиболее приемлемый для студента уровень (с советником или без). В направлении маркетинга тоже есть различные ответвления. Вместо курса по общему маркетингу студент может взять курс по маркетингу высоких технологий, маркетингу недоходного бизнеса. Уже по прошествии четверти первого года вы сталкиваетесь со всеми 360 студентами. Это хороший шанс узнать друг друга. Новое расписание также отвечает потребностям в изучении международного опыта. Слушатели должны принимать участие в стажировках или в обучающих поездках за границу. Таким образом, они приобретают культурный опыт.

- При прочих равных условиях кому проще поступить в вашу бизнес-школу - американцу, европейцу, россиянину?

- Я полагаю, что слушатели отличаются друг от друга и социальным положением, и общественной жизнью, и культурным, и профессиональным, и академическим опытом. Даже среди американских студентов есть такие различия, не говоря о различиях между французом, россиянином или слушателем из Китая. Я не думаю, что кому-то легче поступить, чем другим, но большое значение имеет так называемый бэкграунд и знание языка. Я очень часто сталкиваюсь с тем, что, когда английский не является родным языком студента, у него появляется стимул быстро начинать «схватывать» материал. А нашей задачей является создание таких условий, когда каждый из 360 человек может поделиться своим опытом с окружающими.

- Как вы поступаете в том случае, когда человек вынужден приостановить обучение?

- Подобных случаев мало, может быть, один человек в год прекращает учиться. Это обычно связано с проблемами в личной жизни, с разводом, смертью в семье или с другой чрезвычайной ситуацией. Существует огромная поддержка профессоров, наставников и студентов, целая система, чтобы оказать помощь нуждающимся в ней. Каждый студент как будто вступает в бой, когда изучает тот или иной предмет. Вы можете не знать, что делать на занятии по финансам или стратегии. Но вы можете рассчитывать на помощь ваших профессоров, друзей. Случаи, когда студенты бросали программу, очень и очень редки.