«Ваджда»: фильм о дискриминации женщин на Венецианском фестивале

Проблема дискриминации женщин в исламском обществе стала популярной темой для писателей и режиссеров по всему миру. На 69-м Венецианском кинофестивале впервые широко представлена картина, повествующая о жизни женщин в Саудовской Аравии, от режиссера-мусульманки.

Как и ожидалось, внимание зрителей и кинокритиков на 69-м Венецианском кинофестивале сконцентрировалось на ленте «Мастер» Пола Томаса Андерсона, с Филиппом Сеймуром Хоффманом и Хоакином Фениксом в главных ролях. Однако к середине мероприятия на первый план стали выходить и другие, менее титулованные, но не менее интересные участники. Например, Хайфаа Аль Мансур (Haifaa Al Mansour) с картиной «Ваджда» (Wadjda).

Хайфаа Аль Мансур – первая женщина-режиссер в Саудовской Аравии, стране, где запрещены кинотеатры. Ее лента повествует о судьбе 10-летней девочки по имени Ваджда из города Эр-Рияд, пытающейся выстроить свою жизнь в обход строгих правил арабского общества. Героиня фильма часто сталкивается со сложностями дома и в школе, с наказаниями за отказ носить хиджаб, за любовь к поп-музыке, за то, что она не прячется от мужчин. Детской мечтой Ваджды становится зеленый велосипед, на покупку которого у нее нет денег. Единственным доступным девочке способом заработать их является участие в религиозном конкурсе чтецов Корана. Победа в нем позволит Ваджде получить желанный велосипед и хотя бы раз в жизни порадовать родителей своей набожностью.

На пресс-конференции, посвященной показу фильма, Хайфаа Аль Мансур заявила, что критиковать исламское общество за дискриминацию женщин очень просто, гораздо сложнее дать толчок позитивным изменениям в сознании мусульман. Однако благодаря стараниям деятелей культуры и просвещенных духовных лидеров нравы в Саудовской Аравии постепенно смягчаются. Так, по решению короля Абдаллы женщины обрели возможность получать основы светского образования и голосовать на муниципальных выборах, а в 2012 году арабские спортсменки впервые приняли участие в Олимпийских играх в Лондоне.

«В Саудовской Аравии все не так, как было раньше. Но тем не менее жизнь женщины там до сих пор не сахар», – сообщила журналистам Хайфаа Аль Мансур. По ее признанию, съемки фильма проходили довольно напряженно: далеко не все жители Эр-Рияда способны были вынести вид женщины, из режиссерского кресла указывающей мужчинам, как они должны работать на площадке. «Мне прямо и довольно жестко запрещали работать над картиной. Однако я не сдалась и призываю всех проявлять твердость в подобных вопросах», – подчеркнула режиссер.

На 69-м Венецианском фестивале фильм «Ваджда» показывается в рамках внеконкурсной программы и является второй яркой женской режиссерской работой, посвященной проблемам ислама. Первой стала картина Миры Наир (Mira Nair) «Фундаменталист поневоле», торжественно открывшая мероприятие.