10 фильмов Каннского фестиваля, которые стоит пересмотреть
кадр из фильма «Криминальное чтиво»
Фото
кадр из фильма «Криминальное чтиво»

«Сладкая жизнь»

Победитель-1960

10 фильмов Каннского фестиваля, которые стоит пересмотреть
кадр из фильма «Сладкая жизнь»
Фото
кадр из фильма «Сладкая жизнь»

Этот обладатель «Золотой пальмовой ветви» сразу попал в центр скандала в Италии: католической церкви (и целиком Ватикану) не понравилось, какими порочными в картине оказались Рим и его аристократия. По сюжету журналист Марчелло, любитель сладкой жизни, или dolcevita, все хочет и никак не может смысл этой жизни найти. Ни самые красивые женщины, ни вечеринки не приносят ему счастья. Самоубийство друга выводит его из равновесия, но и то ненадолго.

За кандидатуру Марчелло Мастроянни на главную роль в картине был только режиссер Федерико Феллини. Продюсер считал, что у актера слишком мягкое лицо, с таким играть только отцов семейств, а не прожигателей жизни и обольстителей. Однако Феллини решил заменить продюсера, но не актера.

Фильм сделал популярными две вещи: ввел понятие «папарацци», поскольку именно так — Папараццо — зовут в картине светского репортера. А также картина прославила фонтан Треви, в котором по сюжету купалась героиня Аниты Экберг. Кстати, во время этих съемок было страшно холодно. Правда, Аниту это не смущало, и она стойко выдержала сцену в открытом платье. А вот Марчелло, на котором был непромокаемый костюм, все равно ужасно мерз. И грелся бутылкой водки, поэтому сцену играл пьяным.

«Шербурские зонтики»

Победитель-1964

10 фильмов Каннского фестиваля, которые стоит пересмотреть
кадр из фильма «Шербурские зонтики»
Фото
кадр из фильма «Шербурские зонтики»

Главную роль в этой картине должна была играть победительница «Евровидения» Изабель Оноре. И если бы не дорожная авария, в которую она попала, мир, возможно, и не узнал бы Катрин Фабьен Дорлеак, по матери Денев.

Катрин Денев в ту пору была подругой Роже Вадима, а тот, в свою очередь, приятельствовал с режиссером «Зонтиков» Жаком Деми и предложил ее ему на главную роль. Деми был настроен скептически — Денев утвердил, но заставил ее стать блондинкой и похудеть на 10 килограммов. Так она стала Женевьевой, продавщицей зонтиков, любящей механика Ги, но после разлуки с ним вынужденная принять предложение богатого мужчины.

После триумфа на Каннском фестивале исполнительница главной роли из сестры Франсуазы Дорлеак (которая на тот момент была более известной актрисой) стала звездой Катрин Денев. И хотя с Роже Вадимом они вскоре расстались, мировой славой она отчасти обязана ему.

«Мужчина и женщина»

Победитель-1966

10 фильмов Каннского фестиваля, которые стоит пересмотреть
кадр из фильма «Мужчина и женщина»
Фото
кадр из фильма «Мужчина и женщина»

«Послушайте, Клод, сейчас идут только фильмы о Джеймсе Бонде, детективы и боевики. Ваша сентиментальная история не заинтересует никого, кроме мужей, потерявших жену, и жен, потерявших мужа».

Именно это вначале услышал режиссер Клод Лелуш о своей картине. История любви между молодой вдовой и гонщиком, потерявшим жену, не вдохновила продюсеров. Это Лелуша огорчило, но не остановило. Главное, что он очень быстро сумел заразить своей идеей Жана-Луи Трентиньяна, и он согласился на главную роль. Более того, он оказался лучшим другом Анук Эме, которую Лелуш хотел снимать в главной женской роли. Режиссер даже влюбился в эту актрису, но она отдала сердце другому — актеру Пьеру Баруху, который играл ее погибшего супруга.

Третьим героем картины стал американский автомобиль «Форд Мустанг». А ведь все до одного французские производители машин режиссеру отказали, но потом, вероятно, кусали локти (читайте также: Упустили шанс: роли, от которых отказались звезды и пожалели — вы даже не догадывались).

«Разговор»

Победитель-1974

10 фильмов Каннского фестиваля, которые стоит пересмотреть
кадр из фильма «Разговор»
Фото
кадр из фильма «Разговор»

История о том, как мания преследования может испортить жизнь. Мастер прослушки неожиданно понимает, что одной парочке (разговор которых он записывает) угрожает смертельная опасность, и старается этому помешать.

Фрэнсис Форд Коппола придумал этот сюжет еще до того, как стал культовым автором «Крестных отцов», но воплотить идею в жизнь ему удалось, лишь когда он заработал деньги на первой части криминальной саги. Более того, в фильме он похвастался «Мерседесом», который выиграл у боссов киностудии: поспорил, что его «Крестный отец» станет хитом. Боссы проиграли, а Коппола снял новенькую машинку в «Разговоре».

С этой картиной режиссер номинировался и на «Оскар», но проиграл… самому себе, взяв эту награду за «Крестного отца — 2»! Но все равно своим самым любимым фильмом Коппола считает именно «Разговор».

«Таксист»

Победитель-1976

10 фильмов Каннского фестиваля, которые стоит пересмотреть
кадр из фильма «Таксист»
Фото
кадр из фильма «Таксист»

В 1975 году какой-то актер поймал такси на улице Нью-Йорка и увидел за рулем… самого Де Ниро. «Боже мой, — всплеснул актер руками. — Вчера ты выигрываешь „Оскар“, а сегодня бомбишь на такси. Да, туго у нас с работой». А Роберт Де Ниро просто три месяца колесил в кэбе по городу, чтобы вжиться в роль таксиста Трэйвиса Бикла. Потом сам придумал для героя прическу, выбрив эрокез. Сам же сочинил монолог перед зеркалом, выдав ставшую культовой фразу «Это ты со мной говоришь?» (You talkin' to me?). А ведь сначала роль ветерана войны, который мечтает очистить Нью-Йорк от грязи, предлагали Аль Пачино, но он отказался.

Помимо Де Ниро и режиссера Мартина Скорсезе в картине есть еще одно звездное имя — Джоди Фостер, которой на момент съемок исполнилось 13 лет. Но при этом на ее счету было больше работ, чем у Де Ниро и Скорсезе, вместе взятых: Фостер снималась с трех лет. Но в некоторых откровенных сценах «Таксиста» ее дублировала старшая сестра. А Джоди долгое время отказывалась от всех интервью в связи с этой картиной. «В 13 лет я провела четыре часа у психотерапевта, чтобы убедиться, что я могу сыграть проститутку», — позже признавалась актриса.

Хотя финал картины настраивает на то, что главного героя ждет смерть, Роберт Де Ниро до сих пор не оставляет мысли о сиквеле ленты: «Мне было бы интересно, что произошло с Биклом за эти годы. Что город с ним сделал? Мы с Марти (Скорсезе) хоть родом из Нью-Йорка, но даже мы иногда чувствуем себя здесь чужаками».

«Апокалипсис сегодня»

Победитель-1979

10 фильмов Каннского фестиваля, которые стоит пересмотреть
кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»
Фото
кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»

Еще одно произведение Фрэнсиса Форда Копполы, покорившее Канны. Картина о вьетнамской войне стоила ему брака, 50 кг потерянного веса и кучи долгов, которые пришлось отрабатывать потом на разных съемках (читайте также: Голодовка, пирсинг и другие жертвы, на которые шли актеры ради роли). «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну: нас было слишком много, мы тратили слишком много денег и понемногу сходили с ума», — говорил режиссер.

Седых волос Копполе прибавил Марлон Брандо. Его пригласили на небольшую роль, заплатили миллион долларов аванса и ждали на площадке похудевшим и хорошо подготовленным. Брандо же, у которого к тому времени характер совсем испортился, сначала нервировал режиссера угрозами, что он не собирается сниматься в его картине. А потом все-таки приехал. С прибавкой в 40 кг (для роли солдата!) и бравадой, что он не читал ни сценарий, ни первоисточник (а фильм снимали по повести «Сердце тьмы»). Коппола вздохнул и снимал Брандо таким образом, чтобы большая часть тела была в тени, а в перерывах читал ему повесть вслух. Но в итоге так разозлился, что сцены с Брандо снимал его помощник, а режиссер уходил с площадки.

Он пытался заменить Брандо на Аль Пачино, но тот отказался: «Ты будешь руководить мною с вертолета, а я буду пять месяцев сидеть в болоте». Съемки в итоге заняли год четыре месяца, а материала получилось на 15 часов. Копполе было так жаль сокращать фильм, что монтаж затянулся на два года. Но все жертвы потом окупились зрительским успехом и кассовыми сборами.

«Весь этот джаз»

Победитель-1980

10 фильмов Каннского фестиваля, которые стоит пересмотреть
кадр из фильма «Весь этот джаз»
Фото
кадр из фильма «Весь этот джаз»

В основу этой музыкальной ленты легли события из жизни ее режиссера. Боб Фосс, который начинал как актер и танцор, скоро нашел свое призвание в постановщике шоу на Бродвее и режиссуре. Идея картины пришла к нему после того, как он пережил сердечный приступ. Так родилась история про хореографа и режиссера Джо Гидеона, чья смерть оказывается выгодна продюсерам, так как страховка может покрыть расходы его постановки.

Фосс пытался привлечь к работе Роберта Де Ниро, который на тот момент взял паузу в карьере, Уоррена Битти, который сказал, что занят в ближайшие 175 лет, а также Джека Николсона, с которым даже не закончил переговоры. В итоге неожиданно для всех главная роль досталась герою боевиков Рою Шайдеру. Он даже получил за нее номинацию на «Оскар».

А сам режиссер этой картиной практически предсказал свою смерть: он, как и его герой Гидеон, ушел из жизни после очередного инфаркта, прожив после премьеры всего семь лет.

«Дикие сердцем»

Победитель-1990

10 фильмов Каннского фестиваля, которые стоит пересмотреть
кадр из фильма «Дикие сердцем»
Фото
кадр из фильма «Дикие сердцем»

1990 год стал триумфальным для режиссера Дэвида Линча, который сначала получил зрительское признание за первые серии «Твин Пикс», а потом и главный приз Канн за картину «Дикие сердцем». История безумной любви и приключений двух молодых людей, Сейлора и Лулы, покорила сердце самого Бертолуччи, который в том году был председателем жюри.

Главные роли в картине сыграли Николас Кейдж и Лора Дерн, которых на тот момент на самом деле связывали романтические отношения. Кейдж притащил для своего героя на съемку собственную куртку змеиной расцветки, а после окончания работы подарил ее Лоре на память обо всем, что между ними было.

«Криминальное чтиво»

Победитель-1994

10 фильмов Каннского фестиваля, которые стоит пересмотреть
кадр из фильма «Криминальное чтиво»
Фото
кадр из фильма «Криминальное чтиво»

Первое независимое кино, собравшее кассу в более 200 млн долларов, начиналось как ворох не совсем связных записей, который Квентин Тарантино привез из Амстердама, где провел три месяца. В итоге, когда история сформировалась в сценарий про гангстеров, продюсеры братья Вайнштейны так впечатлились и так испугались утечки идеи, что рассылали текст актером с пометкой: «Если покажешь это кому-нибудь, тебе сломают ноги».

«Криминальное чтиво» буквально возродило карьеру Джона Траволты, которая на тот момент приближалась к нулевой отметке. И сделало звездами Уму Турман и Сэмюэла Л. Джексона. 23-летняя Ума была настроена очень скептически по отношению к роли Мии, жены бандитского босса. Она сдалась после трехчасовых уговоров Тарантино и в итоге стала музой режиссера.

Также Ума до смерти боялась сцены танца с Траволтой. «Я была такая неуклюжая и застенчивая», — вспоминала потом актриса. Но Траволта, который до этого был звездой мюзиклов и занимался танцами с детства, помог ей сыграть эпизод так, что он стал одним из самых знаменитых танцев в истории кино.

«Жизнь Адель»

Победитель-2013

10 фильмов Каннского фестиваля, которые стоит пересмотреть
кадр из фильма «Жизнь Адель»
Фото
кадр из фильма «Жизнь Адель»

Победитель Каннского фестиваля был одним из самых скандальных, поскольку рассказывал об однополой любви и содержал несколько очень откровенных сцен.

Режиссер Абделатиф Кешиш на вопрос, о чем его кино, отвечает: «О любви и людях». Главную героиню сыграла юная актриса Адель Экзаркопулос. Ее режиссер утвердил после того, как провел встречу в кафе и увидел, как чувственно она ест. Вторую девушку, художницу, в которую влюбляется Адель, сыграла Леа Сейду, сейчас с ней в кино идет сказка «Красавица и чудовище». А тогда ей пришлось покрасить голову в синий цвет, и актриса стеснялась ходить по улице, поскольку привлекала много внимания.

Игра девушек так поразила жюри в Каннах, что главный приз за фильм они вручили не только режиссеру, но и актрисам. А в первую неделю проката у себя на родине во Франции картина сразу оказалась на первой строчке по сборам.