Почему Збруев не снимался в кино 10 лет

С 9 октября в прокате фильм «Кино про Алексеева», ради которого Збруев впервые за 10 лет вернулся на экран. Считает: лучше меньше, да лучше. И хотя убежден, что актер – профессия зависимая, дочку от нее отговаривать не стал. Теперь его родной «Ленком» – их общий дом.

Эту мелодраму снял Михаил Сегал, автор кино «Франц+Полина» и «Рассказы». Здесь главный герой Николай Алексеев (в молодости его играет Алексей Капитонов, а в зрелости – Александр Збруев), который всегда хотел выделяться. Он стремился быть известным бардом наравне с Высоцким, встречался с Тарковским, любил многих женщин, не обращая внимания на ту единственную, которая с детства любит его. Теперь же Николай доживает одинокую жизнь в деревне, торгуя картошкой. Но однажды его приглашают на радио, и он узнает, что на самом деле его песни оставили след в жизни очень многих людей. И оказывается, это приглашение на радио не случайно…

Александр Збруев (Alexandr Zbruev)

Иногда стоит не сниматься по 10 лет, пока не найдешь того режиссера, который соответствует твоему «я». Я, прочитав книгу Сегала «Молодость», увидев его картины «Рассказы» и «Франц+Полина», понял: ему есть что сказать, и ему необходима именно эта история. Более того, он мне однажды признался, что в «Кино про Алексеева» есть вещи, лично касавшиеся его или его родителей. А я, играя Алексеева, вспоминал актера Мишу Кононова. Он блестяще начинал: «Начальник Чукотки», «В огне брода нет», а закончил тем, что так же, как мой герой, торговал картошкой. Почему так случилось? То ли в силу характера, то ли в силу обстоятельств, но наступил момент: его отстранили от кино – и все. И когда я случайно увидел его в одной из передач, я поразился, какое преображение в нем произошло. Из-за этой картошки. А он для меня очень дорогой человек.

А вы нашли для себя ответ, почему одним актерам везет больше, а другим меньше? Что помогает вам?
Александр Збруев (Alexandr Zbruev)

«Ленком». Не зря часто говорят «театр – дом». Я это выражение не употребляю, но это действительно то место, которое становится родным. У меня тут со всеми сложившиеся отношения, я знаю, кто какой и почему. А в кино люди собираются на полтора-два месяца и потом, может быть, никогда не встретятся. Такое временное явление.

А вы режиссеру на площадке советы давали?
Александр Збруев (Alexandr Zbruev)

Нет, ему не нужны были советы. А если у меня идея возникала, то я говорил очень осторожно. Я так считаю: если есть режиссер, и режиссер хороший, в которого ты веришь, то нечего лезть. Все зависит от режиссера. Артисту только кажется, что именно он сделал фильм. Это не так.

Но бывает же такое, что артист не может принять методы работы режиссера…
Александр Збруев (Alexandr Zbruev)

А зачем он пошел к нему? Значит, у артиста были другие планы. Не качественно появиться, а заработать денег. Или пустое время занять. Конечно, бывает, что артист может не согласиться с режиссером. Но тогда докажи свое видение. Однажды одна довольно известная актриса снималась у одного тоже известного режиссера. Он разводил сцену: «Ты здесь сидишь, ты за столом, а ты, Таня, должна войти, и начинается текст». Вдруг она: «Почему я должна войти?» Он: «Хорошо. Ты уже здесь стоишь?» Она: «Секундочку, а почему я стою?» Он: «Так, что ты хочешь?» Она: «Может быть, сесть». Села. Через две секунды опять: «А почему я сижу, в конце концов?» Он ей сказал: «Так, пойди за декорацию и подумай, что ты хочешь». И пока она думала, он снял этот эпизод без нее. (Смеется.) Так что все в руках режиссера. У меня же тоже разные были фильмы. И когда спрашивают, сколько у тебя картин, это не важно. Человек может сняться в ста лентах, и его все равно нет. Важно, что осталось у зрителя и у тебя. Я очень трепетно отношусь к первой картине «Мой младший брат». «Одинокая женщина желает познакомиться». «Ты у меня одна». «Батальоны просят огня». «Бедная Саша». То есть я снимался много, а остается – раз, два, три, четыре, пять. Ну и «Большая перемена», конечно, ха-ха…

О которой вы не любите говорить! А ведь отличный же фильм!
Александр Збруев (Alexandr Zbruev)

Да, но она везде, из каждого утюга! Но моя мысль о том, что когда ты снимаешься, несмотря на режиссера, на партнеров, это не значит, что фильм получится.