«Анна Каренина»: новая версия 30 лет спустя

В избранное

Карен Шахназаров снимает свою версию романа Толстого: в нем состоится встреча взрослого сына Карениной с постаревшим возлюбленным ее матери. «Антенна» побывала на съемках картины.

Режиссеры со всего мира обращались к этому произведению более 30 раз. Главные роли в новом фильме, который снимается по заказу канала «Россия» (ВГТРК), исполняют Елизавета Боярская (Анна Каренина), Максим Матвеев (Алексей Вронский), Виталий Кищенко (Алексей Каренин), Виктория Исакова (Долли).

— С одной стороны, этот материал – мечта любого режиссера, а с другой, он чрезвычайно трудный, – признается Шахназаров. — У меня были сложные фильмы, но такой масштабный впервые. Мы сознательно убрали некоторые линии, к примеру, у нас нет истории Левина. Сосредоточились на отношениях Каренины и Вронского, делаем эту часть крайне подробно и точно по тексту. А так как у нас подача идет через Вронского, вспоминающего события, происходившие 30 лет назад, то в сценарий добавили историю из документальных записок современника Толстого, военного врача Викентия Вересаева «На японской войне».

Лиза Боярская: «У нас с мужем каждая встреча – свидание»
Подробнее

Шахназаров пробовал Боярскую с разными актерами в роли Вронского, но в итоге выбрал ее супруга Максима Матвеева. Кстати, специально для роли Карениной Лиза решилась стать жгучей брюнеткой.

— Об этой героине мечтает каждая актриса, – делится Боярская. — У меня был жуткий трепет, ответственность, пиетет перед этим произведением, ведь можно не оправдать, не сдюжить, не сыграть, быть неточной… А потом этот страх с меня снял Карен Георгиевич. Он сказал: «Мы не стремимся делать экранизацию, а снимаем кино такое, как нам кажется». Я расслабилась и начала получать удовольствие. Пока не все отснято, но кажется, что Анна получается. Она у нас разная – трогательная, нелепая, любящая, яростная, порочная… Она и у Толстого весьма многогранна. Мне нравится, что Долли у нас не слабая, подавленная и уничтоженная, а яростная и любящая. Это определенное видение женщин Кареном Георгиевичем. У моей Анны будут моменты всплеска, откровенной агрессии и ярости.

Со слов Боярской, ей легко работать с Максимом Максимовым не только потому, что они муж и жена:

— Просто мы друг друга хорошо знаем. Понимаем с полуслова, поэтому ту часть, где Анна и Вронский живут вместе и уже стали семьей (хоть и выброшенной на обочину), было играть понятно. А первая встреча с Вронским, когда мы друг друга совсем не знаем, – дело актерской техники.

Художники по костюмам Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров изготовили для фильма более 2000 нарядов. Только массовке для сцены бала – около ста платьев, для эпизодов русско-японской войны – 60, для сцены на ипподроме, которую еще предстоит снимать, примерно 300. Причем это только для женщин, голову каждой из которых еще будет украшать изящная шляпка. Для Карениной сшили более 20 платьев.

— Мне нравятся цвета и фасоны нарядов Анны, – продолжает Боярская. — Художники намеренно сделали так, чтобы она не получалась яркой. Поначалу наряды не выпячивают, а подчеркивают ее красоту, скромность и достоинство. Ведь она порядочная жена. А после связи с Вронским ее платья уже несколько агрессивного цвета – лиловые, фиолетовые, пурпурные, ну, а в самом конце истории они становятся ядовито-желтыми, кровавыми.

У всех героинь платья из натуральных тканей, как правило, с кружевами и обязательным тугим корсетом. В первые дни съемок актрисы жаловались на корсеты, от которых у них побаливали ребра, но потом привыкли, да и осанка стала прямой, как у дам высшего общества.

У Вронского костюмов поменьше – повседневная и парадная военная форма, а после отставки – гражданские костюмы. Их у него всего три.

Максим Матвеев: «К своей жизни отношусь с юмором»
Подробнее

Киногруппа уже успела поработать на Витебском вокзале Санкт-Петербурга, в Италии, Крыму, Москве. К примеру, Маньчжурию, где происходила Русско-японская война, снимали в Крыму. Выстроили большие декорации китайской деревни и госпиталь, в который привозят раненого и уже постаревшего Вронского. Именно там Вронский через 30 лет встретит взрослого сына Анны Карениной Сергея (Кирилл Гребенщиков), ставшего офицером. Создатели фильма обещают и другие сюрпризы, которые пока держат в секрете.

«Антенна» побывала на киностудии «Мосфильм» – в декорациях дома Облонских. Там снималась очень тяжелая по накалу, драматичная сцена, в которой Анна приезжает примирять Долли с изменившим ей супругом.

– Мы специально начали строить декорации особняков в павильоне, – продолжает Карен Георгиевич. – Честно говоря, интерьеры юсуповских дворцов поднадоели, они мелькают из фильма в фильм. Думаю, нам удалось создать эпоху, которую хотели. В вечерних сценах стараемся использовать максимально свет горящих свечей. Мне кажется, что это важно для передачи того времени. Среда получается дымная, и даже картинка становится другой по цвету.

Дома Каренина и Облонских с колоннами и массивными дверями поражают красотой, но они несут в фильме и психологическую нагрузку.

– Шахназаров дал нам идею – историю воспоминаний Вронского, – рассказывает Сергей Февралев. – При помощи декораций мы пытаемся сделать мир, который через много лет будет вспоминать герой. А в воспоминаниях многое ведь стирается, этой вольностью мы с удовольствием и пользуемся. От сценария фильма возникает ощущение, что Анна родилась не в свое время. Поэтому наша задача при помощи декораций подвести ее к той трагедии, которая с ней происходит. К примеру, когда мы строили Санкт-Петербург, то выбрали специальную цветовую гамму, напоминающую гранитно-каменный мешок, чтобы подчеркнуть душное время XIX века. В каждой декорации мысль, что Анна не уживается ни с чем.