Чартерная лотерея, или Коллизии отпускного сезона

Купить тур и провести его часть в томительном ожидании рейса – это, увы, суровые реалии начавшегося отпускного сезона. Однако от изменения времени вылета можно и выиграть.

В начале нынешней недели две сотни нижегородских отпускников, купивших путевки в Турцию, больше суток провели в аэропорту Стригино из-за поломки самолета. Водой и питанием их обеспечили, даже в гостинице разместили, но потерянного (и проплаченного!) времени отдыха уже, увы, не вернуть.

Особенно обидно было тем, кто приобрел короткий тур. Согласитесь, если путевка куплена на три дня, каждые потерянные сутки – это «маленькая трагедия».

Кто-то теряет, а кто-то находит

Однако у каждой медали есть, как известно, две стороны. И в то время как в Нижнем люди теряли время отдыха, на тех туристов, кто должен был возвращаться этим же бортом из Анталии, «упали» дополнительные сутки отдыха у моря. Одной из таких счастливиц оказалась 24-летняя нижегородка Наталья.

– Мы должны были вылететь из Анталии в два часа ночи. Накануне вечером спустились к стойке ресепшен узнать, когда нас заберут из отеля, и тут выяснилось, что информации о времени нашего вылета нет. Стали названивать туроператору, чтобы прояснить ситуацию. Нам ответили, что в связи с поломкой самолета вылет перенесен на более поздний срок и о точном времени нас непременно проинформируют. И посоветовали отдыхать дальше, не покидая, правда, территории отеля. Что мы с удовольствием и сделали. И в результате вместо двух часов ночи улетели в Нижний в течение той же календарной даты, но поздним вечером. Вот так форс-мажор подарил нам дополнительный день отдыха, чему мы были несказанно рады. Правда, пришлось объясняться с начальством по поводу опоздания из отпуска. Но поскольку моей вины в этом не было, босс разобрался в ситуации и быстро сменил гнев на милость.

Увы, так везет далеко не всегда. В прошлом году с мужем отдыхали на Крите и по причине переноса времени рейса, напротив, потеряли оплаченный день тура. Должны были улететь в 23.30, но вылет перенесли на 0.30 того же числа. Ввиду того что дата вылета осталась прежней, туроператор наших претензий не принял. Мол, чартер есть чартер, и если хотите улетать в гарантированное время – пожалуйте на регулярный рейс (что, естественно, гораздо дороже, а в рамках турпакета вообще невозможно).

Чартерные рейсы – это лотерея, где можно как выиграть, так и проиграть. И претензии в случае проигрыша можно предъявлять только судьбе.

Кто ответит за форс-мажор?

С судьбой, конечно, спорить трудно, но все-таки как быть, если форс-мажорные обстоятельства длятся больше суток? Кому в таком случае предъявлять претензии за укороченный и испорченный отдых?

Наш эксперт – Татьяна Лаврентьева («Юпитер-трэвел»):

– Изменения в вылетах чартерных рейсов действительно случаются нередко. Наталья правильно проинформирована: если перенос случился в течение обозначенной в договоре даты, никакие компенсации не выплачиваются. Если же время вылета затягивается более чем на сутки, все расходы по дополнительному пребыванию туристов в отеле несет туроператор. Если турист долгое время ожидает вылета в аэропорту, забота о нем ложится на плечи авиакомпании, допустившей задержку. Соответственно, в этом случае все претензии тоже необходимо адресовать авиакомпании.