Часовщик: история успеха отца Swatch

Основатель часовой империи Swatch Group, миллиардер Николас Хайек, признанный при жизни гением, он считал себя художником и обижался, когда его называли бизнесменом.

Создатель часовой империи Swatch Николас Хайек умер рано утром в своем кабинете от сердечного приступа, когда ему было 82 года.
Создатель часовой империи Swatch Николас Хайек умер рано утром в своем кабинете от сердечного приступа, когда ему было 82 года.

Николас Хайек умер рано утром в своем кабинете от сердечного приступа, когда ему было 82 года. Скорбили не только сотрудники компании, но и вся Швейцария. Когда-то именно Николас Хайек спас национальное достояние – часовую промышленность. Он был звездой, героем и в то же время одним из самых загадочных миллиардеров планеты, поэтому неудивительно, что о нем слагают легенды и рассказывают анекдоты.

Время – вперед!

Николас Хайек, ливанец по происхождению, инженер с физико-математическим образованием, совсем не собирался заниматься часами. У него была своя консалтинговая компания. Hayek Engineering консультировала всех подряд – от швейцарской армии и телевидения до «Фольксвагена», «Рено», BMW, «Сименс» и «Хитачи». В 1982 году за консультацией к нему пришли часовщики – над ними нависла угроза вытеснения с рынка.

При обилии дешевых кварцевых японских часов никто не хотел покупать дорогие механические в золотом корпусе. Две крупнейшие часовые компании Швейцарии, ASUAG и SSIH, оказались на грани краха. Однако г-н Хайек порекомендовал не спешить хоронить достояние страны.

Согласно легенде, в ответ он услышал что-то вроде: «Если вы такой умный и богатый, то вот вам акции умирающих компаний, делайте что хотите». Никто не верил, что Хайек сможет спасти швейцарские часы. Но у него было свое мнение. «Мы должны были придумать Swatch! Если бы этого не произошло, пришлось бы закрыть 90 фабрик и уволить 6000 рабочих. Я всегда считал, что компания должна быть ориентирована прежде всего на массового покупателя. Может быть, потому что сам я человек из народа?»

Пробил час

Скептики были правы в одном: инженер Николас Хайек ничего не понимал в часах. Зато он кое-что смыслил в маркетинге. Основная идея новых часов – кварцевые, со стрелками, в тонком пластмассовом корпусе – принадлежит Николасу Хайеку.

Читайте далее: Как часы Swatch стали самыми популярными в мире