Что означает цвет платья?

Новость о том, какого же все-таки цвета платье: синего или белого – облетела весь Интернет и стала одной из самых обсуждаемых. Платье на картинке очень похоже на народный костюм. Интересно, что означают сочетания этих цветов в одежде русского человека? На этот вопрос ответила экскурсовод Первого музея славянской мифологии г. Томска Наталья Слюсарева.

Белый + золотой

Белый цвет у большинства народов связан со светом, ощущением легкости, чистоты. Он как бы олицетворяет благородство, духовность, девственность, беспорочность. В то же время белый – древнейший цвет траура, а неокрашенная одежда – символ отказа от всех цветов, вкупе олицетворяющих жизнь. Не случайно в «старушечьих» рубахах некоторых регионов России практически отсутствовал цветной орнамент.

Золотой цвет ассоциировался с одеждой княжеской, а позже царской семьи. В крестьянской среде вышивка золотого цвета использовалась в оформлении праздничной одежды. Золотая тесьма считалась символом богатства, достатка.

Синий + черный

Черный цвет ассоциировался с тьмой, пеплом, печалью, отрешением. Он вызывал чувство подавленности, утраты. С середины XVI века в Европе черный цвет утверждается как траурный. И вместе с тем, это символ покоя, постоянства, преданности. Надо заметить, что черный цвет – цвет земли и покоя – один из самых любимых в Воронежской губернии. В то время как в других местах больше покупалось белой шерсти, воронежцы охотнее приобретали черную (причем она стоила в несколько раз дороже белой). Использование черных тканей для шитья девичьих сарафанов, верхней одежды говорит о традициях, уходящих к более древним пластам культуры.

Синий цвет появился сравнительно поздно в русском костюме, в связи с налаживанием отношений с Персией, откуда мы получали краску индиго. Поэтому про символичное значение говорить сложно, его использовали в одежде будничной, иногда даже траурной (только на Севере, в Архангельской области носили сарафан «синяк», который сопровождал женщину всю ее жизнь).

Но любимым цветом в русском костюме считался красный. Он считался праздничным. Не случайно термин «красный», имеющий значение «красивый», «дорогой», «почетный», со временем вытеснил из русского языка древнее обозначение этого слова – «червленый». Одежда из тканей красного цвета известна как торжественное одеяние знати и духовенства. В крестьянской среде он преобладал в праздничной, свадебной одежде, в костюме молодых людей. Можно вспомнить «красная девица», т. е. молодая, красивая.

Сочетание красного и белого цвета присутствовало в свадебном наряде женщины. Белый многими исследователями рассматривается в свадебной одежде как переходный, т. к. свадьба – это «переход» для молодой девушки в новую семью, «умирание» в символическом значение для своей прежней семьи (вот откуда «свадебные плачи», обряд «прощание с девичьей красой (косой)» (и действительно, статус «жены» не означал статуса «хозяйки» чужого для нее дома, в который она попадала после замужества).