Дибров: «Сыну в первом классе уметь писать необязательно»

Сын телеведущего Саша пошел в первый класс.

— Мой старший сын Саша стал школьником, – рассказывает Дмитрий Дибров. — Как я помогаю сыну в учебе? Я есть, и этого довольно. Саша говорит моими словами, моими интонациями, моими вводными конструкциями. Саша слушает Рахманинова и поет песни The Beatles.

Школа, в которую мы Сашу отдадим, прорывная. Сегодня, наверное, самая знаменитая в Москве – Gymnasium. Возглавляет ее невероятный новатор! Он полагает, что по влиянию на цивилизацию Интернет – самое могущественное изобретение. Могущественнее даже, чем печатный станок. Игнорировать наличие в ноосфере Интернета означает стоять на пути у высоких чувств, на пути у воды. Снесет! Зачем нужны учебники, если есть «Википедия»? Зачем нужны школьные тетради, когда есть айпэды? Педагог из источника знаний переходит в область собственно педагогики. Все равно никто на свете ничего лучше знать не будет, чем «Википедия». Но тогда педагог должен быть опорой для ребенка в самостоятельном поиске истины. Педагог должен привить ему тягу к знаниям.

— Дети в Сашиной школе учат математику, играя на барабанах, у них гончарная и ювелирная мастерские при школе. Я не прихожу в ужас, когда вижу ребенка с айпэдом. Если он воткнут в айпэд, говорят, что он не социализируется. Да это означает, что мы скучные! Заинтересуйте ребенка, он этот айпэд выкинет. Так что ж вы на айпэд пеняете? Это вы такие нудные! А там все интересно! Там трансформеры, Маша и Медведь – все, что хочешь. Попробуйте сами победить айпэд! Я не контролирую то, что сын смотрит в Интернете. Что такого плохого, если он с кого-то снимет трусики? Родитель должен отдавать себе отчет: во всем виноват или наоборот – не виноват – он. Мой отец не заставлял меня чего-либо избегать. Но он все делал для того, чтобы я знал: на свете есть фантастически интересные материи, сотканные из Окуджавы, Новеллы Матвеевой, Чехова, Гоголя. Это же интереснее, чем пить портвейн и снимать трусики.

Своему ребенку надо прежде всего вставить стержень в голову, а дальше пусть жизнь пробует. А как это сделать? Только интересом. Нам, родителям, надо вспомнить Шекспира: «В чем услады нет – так то и бесполезно». Не получится нотациями что-либо достичь. Ты сам пробуй. Пробуй ребенка заинтересовать рыбной ловлей, катанием на мотоциклах, игрой в шахматы, игрой на гитаре. Сам интересуйся музыкой, ведь это здорово! Самолеты клей, в конце концов. Надо, чтобы ребенку было забавно. А все остальное придет со временем. Сам попробуй хоть что-нибудь, что ведет к дальнейшему развитию, чтоб это было весело, ритмично.

Дочери Бородиной, Чуриковой и другие звездные первоклашки
Подробнее

— Я буду ходить на родительские собрания в школе, разговаривать с учителями. Хотел бы, чтобы первый учитель Сашу заинтересовал еще и тем, что такое, например, философия. Чтобы привил любовь к чтению. Потому что до 25 лет человек обязан читать абсолютно все, что попадется под руку. А после 25 – ни одной книги, если не появится вкус к этому. Но это не обязательно. Если человек много читает до 25 лет, у него возникает привычка подслушать слово истины. После 25 уже не вопрос, что читал, а что вычитал. Это время сдавать экзамен.

Сейчас у меня Саша с восторгом читает наизусть Марину Цветаеву. «Где лебеди? — А лебеди ушли. — А вороны? — А вороны – остались». Ну это папа ему «надул» в уши. Друзьям своим как-то прочел, а он пробегал мимо и остановился послушать. Так и мой отец поступал. Он вещал в нашей квартире, где вечерами собиралась донская интеллигенция. А я сидел и слушал, хотя это не по-казачьи. У казаков дети не находились со взрослыми. И мне все это так нравилось! Это было так интересно! Так и должно быть, не надо ребенка заставлять учить. Он должен понимать, что знания в семье входят в набор ценностей. Есть семьи, в которых главная ценность – кто сколько денег украл. Так и сын такой будет, чтобы ты ему не говорил о Цветаевой.

Про воспитание с учителем говорить не стану. Это нам, родителям, должно быть крайне стыдно – переваливать на плечи учителей нашу работу. Воспитывать и образовывать должны в семье. А учитель должен быть опорой для поиска знаний. Я не сижу с Сашей над прописями. Я не убежден, что ему придется хоть что-нибудь писать. Нам будет не о чем говорить с нашими детьми, если мы будем делать вид, что эти прописи нам нужны. Мир ведь поменялся. Не стойте на пути у времени, пробуйте угнаться за ним. Если ребенок не умеет писать, ничего страшного – он умеет писать эсэмэски!

А кто еще?

Дибров: «Муж должен гордиться женой. Тогда будет счастье»
Подробнее
Лето пролетело: где и как отдыхали звезды
Подробнее