Николай Чиндяйкин, народный артист России:

— Мы сидим в одной гримерке в МХТ имени Чехова. После ремонта это выглядит так: один душ и туалет на две наши комнатки. Мы переговариваемся через стенку. Я не болельщик, но благодаря такой близости постепенно стал волноваться, как сыграл «Спартак», вычитываю футбольные новости и, если есть повод, спешу поздравить Диму. А тут любимая команда сделала ему подарок к юбилею – стала чемпионом России! Дима – большой артист во всех смыслах. Находиться с ним на сцене – одно удовольствие. Если вдруг кто-то ошибется в тексте, он каким-то невероятным образом пытается подсказать глазами. Дима очень ответственный, но и не чужд хулиганства. Пишет потрясающие стихи и эпиграммы и прекрасно поет. На свой прошлый 50-летний юбилей он давал концерт с оркестром в зале Чайковского и пригласил меня спеть. Это было прекрасно. Дима очень легкий в общении и с юмором человек. Как-то несколько лет назад я шел по внутренней парковке театра к машине, а он уже выезжал на своей, как он любит, большой представительской машине. Вдруг остановился, открыл дверь, наполовину выглянул и сказал: «Чиндяйкин, тебе не стыдно?» Я удивился: «В чем дело?» Он кивнул на монитор в машине, который показывает задний обзор: «Тебя даже по этому телевизору показывают!» Большой артист не поленился ради остроумной шутки остановится и потратить время.

«Два метра нежности и остроумия»: 4 истории о Дмитрии Назарове
Дмитрий Назаров с семьей
Фото
PhotoXpress.ru

Валерий Баринов, народный артист России:

— Моя жизнь плотно связана с Димой, мы учились у одного мастера народного артиста Коршунова в Театральном училище имени Щепкина, только Дима намного позже меня, вместе служили в Малом театре. Когда в начале 90-х годов я пришел в театр, где, как мне казалось, он играл недостаточно хороших ролей, спросил его: «Что ты не снимешься?» Он ответил: «Наверное, я не киногеничен, кино – это не мое». А я в это время играл милиционера в фильме, в который был нужен «новый русский», и убедил режиссера посмотреть Диму, сказал: «Он такой огромный, мощный, как раз то, что нужно». Режиссер, увидев Диму, обалдел. Димка блистательно сыграл, передал характер, ощущение времени, широкая натура вылезала и него. Потом ситуация повторилась. В сериале «На ножах» по Николаю Лескову, в котором я снимался, на роль «черного барина» был утвержден очень хороший артист. Но я сказал режиссеру Саше Орлову: «Я приведу актера на эту роль». Саша при виде Назарова тоже обалдел и утвержденному артисту предложил другую роль, а Диму взял на «черного барина». Дима называет меня «мой крестный в кино». Кстати, в сериале «Кухня» его герой носит фамилию Баринов.

Одно из приятных воспоминаний, как мы почти десять лет назад вместе снимались в главных ролях во французском фильме «Концерт». У каждого были свои сложности: Алексей Гуськов должен был научиться дирижировать, я говорить на старофранцузском, а Назаров – играть на виолончели. Ему в квартире (мы жили в Париже в квартирах) поставили виолончель, и каждую свободную минуту он на ней пилил. В результате в фильме невозможно заподозрить, что он не виолончелист. В Париже Дима жил с женой Олей (актриса Ольга Васильева. — Прим. «Антенны»), и его день рождения мы праздновали у них в квартире. Зачем ресторан? Сами приготовили, потом песни пели. Соседи снизу были не очень довольны, и Димка вступал с ними в переговоры, так как единственный из компании хорошо знал французский язык. Часть съемок проходила в Бухаресте. В это время шел чемпионат Европы по футболу. Перед нашим отелем «Хилтон» стоял громадный экран, на котором шла трансляция матчей. И были еще столики и ресторанчик. И вот как-то Димка отснялся раньше меня, позвонил мне: «Где ты? Я уже столик занял, все купил». Я пришел голодный, уставший, а на нашем столе полный разврат: горячие шипящие колбаски, два больших бокала ледяного пива. А наши проиграли испанцам. Потом и румыны, и французы вылетели. Мы встали на стол и кричали румынам и испанцам: «Давайте теперь болеть вместе!» Хорошо погуляли. Все знают, что Дима болеет за «Спартак», а я за «Локомотив». Мы всегда перезваниваемся после матчей, если команда проиграла, то выражаем искреннее соболезнование, а если играет «Спартак» и «Локомотив», то тут вся наша дружба врозь. А как замечательно Дима режет мясо! Пока он стоит за разделочной доской уже хочется есть. Он вообще вкусный человек. Живет полной жизнью. Все делает с удовольствием. Для меня он очень надежный человек. Он даже своей внешностью внушает надежность. Конечно, он мне помогал и не один раз, но это были серьезные ситуации, о которых не хочется говорить. Дима родился артистом. Он может сыграть все, от комедии до трагедии.

Актриса Наталья Житкова:

— Назаров – большой, добрый, мягкий человек. Мы несколько лет вместе снимались в сериале «Вызов». Когда встречались после перерыва в съемках, хотелось броситься к нему, но Дима сдержанный человек: поднял руку в приветствии, уже, значит, что он тебе рад. За время съемок наши отношения стали не просто дружескими, а родными. Мы подолгу беседовали о жизни, проблемах. Дима рассказывал, что вот за ночь сочинил стихи или музыку записал. У него было много счастливых стихов о наших днях. В роли жены героя Назарова майора, а потом подполковника Хромова снималась его реальная жена Ольга Васильева. За ними было смешно наблюдать. Оба высокие, крупные, а относятся друг к другу очень трогательно, трепетно и нежно. Дима всегда следил, чтобы Оле не было холодно, приносил ей кофточку, чай, кофе. Он вообще очень доброжелательный человек. Съемки проходили в Белоруссии, в Минске, а летом за городом. После смены Дима жарил всем шашлык, сам мариновал мясо, накрывал столы. Шашлык был прекрасный! Назаров любит вкусно поесть, всегда узнавал о хороших ресторанах и приглашал нас туда. В работе он очень внимательный к мелочам, гриму, костюму, реквизиту, нередко спорил, что его герой не может одеваться или говорить так, как предлагают костюмеры или написано в сценарии. Для него было важно все в образе его героя. А как-то был такой случай. Снимали эпизод, где мы с ним и водителем должны быстро проехать на машине. А водитель волновался и все никак не мог набрать скорость. Один дубль, второй, третий. И Дима неожиданно ткнул водителя в коленку, чтоб он рванул быстрее. А тот на газ-то нажал, но так испугался, что резко вывернул руль, и мы на огромной скорости въехали в кювет. Дима потом рассказывал, что я кричала: «Я еще жить хочу!» Вот такой Дима решительный человек.

Вячеслав Позгалев, экс-губернатор Вологодской области:

— Проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза» появился в 1998 году. Он быстро набирал силу и вскоре очень остро встал вопрос о помощнике сказочного волшебника за пределами его вотчины. Долго искали подходящего фактурного артиста на главную роль, пока не нашли Дмитрия. Он подходил всем, кроме черной бороды и черных усов, а сбривать их категорически отказывался, поэтому пришлось заказывать накладной муляж. С годами авторитет российского Деда Мороза рос, он вышел на международный уровень, возникла конкуренция между так называемым Санта-Клаусом (финским Йоулопукки), поэтому решили устроить их встречу. По фотографиям финский выглядел крупным, и мы переживали: а вдруг наш меньше? Стояли в аэропорту Шереметьево и волновались… И вот Йоулопукки вышел из самолета, и оказалось, что наш на 4 сантиметра выше. У финского рост ровно два метра, у нашего – два метра четыре сантиметра. Контакт между ними установился сразу. Однажды между выступлениями они отдыхали в комнате, в которой было жарко. Разоблачились. И вот сидят два гиганта с огромными бородами в трусах и болтают. Дима на русском, второй – на финском. И при этом прекрасно понимают друг друга. Назаров очень серьезно относился к своему делу, так вживался в образ своего персонажа, что дети, даже старшего возраста, верили ему безоговорочно. Одна мама рассказывала со слов сына, который считал, что Дед Мороз – это артист, а увидев Дмитрия, понял, что тот настоящий. В Диме не было фальши, он всегда разговаривал с детьми на равных, никогда не поучал и не ругал. Поэтому дети его уважали. И не только дети. Как-то на Первом канале Андрей Малахов пригласил в программу «Большая стирка» Дедов Морозов со всей России. Набралось их около 50. Вели они себя очень самоуверенно, каждый считал себя главным, настоящим, и тут Дмитрий вошел в студию и своим могучим голосом обратился к аудитории: «Ну здравствуйте, самозванцы!» Все как-то сразу сникли, спесь слетела, и они почувствовали себя обычными балаганщиками, зарабатывающими на жизнь ролью зимнего волшебника. Авторитет великоустюгского Деда Мороза был признан безоговорочным.