Фильм-легенда: как снимались «Офицеры»

«Есть такая профессия – Родину защищать» – эта фраза стала крылатой благодаря картине «Офицеры», которая вышла на экраны 45 лет назад. Ее до сих пор любят зрители, а у актеров, когда они попадают на места съемок, захватывает дух.

А ведь некоторые из этих знаковых мест сейчас каждый день показывают по телевизору. Актер Александр Воеводин, исполнитель роли Егора Трофимова, рассказал «Антенне» интересные подробности.

— Передача «Прямой эфир» снимается на Студии имени Горького. И именно в этом павильоне проходили съемки нескольких сцен «Офицеров»: квартиры, где мой герой делает фото с невестой, вагона поезда, когда Любовь Трофимова узнает о смерти Егора. Когда бываю на этой программе, всегда немножко сбивается дыхание, сразу вспоминаю, что здесь начиналась моя творческая судьба.

Фото: кадр из фильма «Офицеры»
– Александр Иванович, вы ведь попали на площадку еще студентом. Какие моменты храните в памяти до сих пор?
Александр Воеводин

— Да, я учился в Школе-студии МХАТ на четвертом курсе. В то время было очень строго: студентам не разрешалось сниматься в кино. Меня удалось отпросить у нескольких преподавателей, и я поехал в экспедицию полулегально. Больше всего запомнился мой первый съемочный день в Севастополе. Это сцена, в которой мой герой пускает солнечные зайчики в окна своей любимой. Был чудесный солнечный день. Мне все казалось таким праздничным! Со съемочной группой мы много времени провели на том углу. У меня есть мечта – съездить в Севастополь, найти ту улочку и вновь почувствовать, как был тогда счастлив. Второе яркое воспоминание – как снимали один из финальных кадров, в котором мой герой отстреливается и погибает. Была ранняя весна, зябко, а я недавно переболел воспалением легких. Меня одели в комбинезон с ватой, смоченной горючим. Режиссер посмотрел и сказал: «Что ж он такой чистенький, аккуратненький?» – взял веточку, окунул в лужу и стал мазать ею мне по лицу. И вот комбинезон подожгли, мне надо развернуться на камеру, а ветер вдруг подул прямо от нее, и по лицу стали хлестать огненные языки. А потом еще заклинило автомат. Мне сказали: «Делай: ды-ды-ды!» И вот я, как в детской игре, имитировал стрельбу и еще уворачивался от пламени. Не обгорел, но было неприятно. Этим кадром я и вошел в историю.

– Режиссер к вам не придирался? У вас же еще совсем не было опыта.
Александр Воеводин

– От меня не требовали создавать образ. Я и был таким открытым, романтичным юношей. Сейчас вижу, что, например, в сцене, где Егор приводит домой девушку знакомиться с мамой, я говорю очень поспешно, тараторю. Но мое волнение от первых съемок совпадало с состоянием моего героя, поэтому все шло в плюс. До сих пор вспоминаю мастерство Георгия Юматова. Когда мне надо заполнить сцену какой-то эмоцией, представляю его мужественность и глубину. Он прожил удивительную жизнь, и это чувствуется в каждом кадре.

Жизнь после сказки: где сейчас актеры из любимых фильмов
  • Подробнее
– О Юматове особый разговор. Второй режиссер Златоустовский рассказывал, как тот сорвался и запил. Пришлось вызывать его жену Музу Крепкогорскую,чтобы она держала его в руках. Вообще же, актеры вспоминают, что атмосфера на съемках была очень теплая. Вы подружились с кем-нибудь из коллег?
Александр Воеводин

– Тогда мне было всего 20 лет, и я мог подружиться только с Наташей Рычаговой, моей возлюбленной по фильму – Машей. Мы были в хороших отношениях. Она была замужем за однокурсником Алексеем Инжеватовым, актером Театра Советской армии. Мы часто с ним встречались на озвучивании фильмов. (Я озвучивал сериалы «Рабыня Изаура», «Королек – птица певчая», Скруджа Макдака в «Утиных историях», кролика в «Винни-Пухе».) У Наташи жизнь, увы, не сложилась. Ее почти не снимали, дочь Мария тяжело болела, и они ушли из жизни один за другим: сначала дочь, потом муж, затем Наташа. Как-то мы с Алиной Покровской и Василием Лановым были на передаче «Прямой эфир», и там встретились с молодым мужчиной – оказалось, он играл моего сына-младенца. Рассказывал, что его взяли из дома малютки, в котором работала мама. И на съемках он так простудился, что полгода лежал в больнице. А когда ему было пять лет, его приглашали на роль маленького Юрия Гагарина, но мама уже не отпустила. А вот с Андреем Громовым, который сыграл моего сына в возрасте уже постарше, я давно не виделся. Он высокопоставленный чиновник на дипломатической службе и в основном живет за границей.

– Фильм повлиял на вашу карьеру?
Александр Воеводин

— Думаю, да. Сразу после съемок я был принят в Театр сатиры, где вскоре сыграл Керубино в знаменитом спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Кстати, Керубино тоже офицер. В кино я почти никогда не снимал погоны, играл военных в фильмах «Горячий снег», «Найти и обезвредить», «Битва за Москву». Одна из моих долгоиграющих работ – в сериале «Возвращение Мухтара». Его, кстати, снимает Владимир Борисович Златоустовский, сорежиссер «Офицеров». Несколько лет назад он нашел меня, и мы опять работаем вместе. В сериале меняются люди, собаки, а мой герой, начальник полиции, полковник Николай Николаевич Хрулев остается. В августе поеду на очередные съемки «Мухтара» в Минск. А в мае мы ездили на кинофестиваль в Питер на встречу, посвященную «Офицерам». В зале было очень много подростков, детей. Когда зазвучала песня из фильма, все встали. Это так трогает! 45 лет назад никто не ожидал, что этот фильм станет таким огромным событием. А ко мне до сих пор подходят майоры, полковники, генералы и говорят, что мой герой перевернул их жизнь, из-за него они стали военными.

Василий Лановой: играть Ивана Варавву я категорически не хотел!

Фото: Olga Zinovskaya / Legion-Media

– Считаю, что своим успехом на протяжении стольких десятилетий фильм «Офицеры» обязан в первую очередь великолепному сценарию Бориса Васильева. Он сам был офицером в пятом поколении, знал армию вдоль и поперек, создал множество великих историй о войне. Как Борис мне рассказывал, его тогда вызвал к себе министр обороны Андрей Антонович Гречко и попросил написать сценарий об офицерских женах. Мол, про мужиков-военных полно историй, а вот женской стороны в кино почти не касались. И Борис согласился попробовать. А через три месяца приехал к Андрею Антоновичу и сказал: «Вот сценарий. Я старался сделать, чтобы жена офицера была главной героиней фильма, но ни черта у меня не получилось. А получился обычный любовный треугольник». Но скажу вам, на мой взгляд, сценарий просто потрясающий!

Хотя, честно признаюсь, поначалу я категорически не хотел в «Офицерах» сниматься, отказывался несколько раз. Совершенно не понимал, что там играть. Не представлял, как такой бесстрашный и мужественный герой, как Варавва, может быть всю жизнь безнадежно влюблен в жену своего друга? Так в жизни не бывает! То ли дело совершенно реалистичная, основательная роль Жоры Юматова! Но когда режиссер картины Володя Роговой объяснил мне, что Варавва – абсолютный романтик, несущий в себе образ настоящего русского офицера, я согласился.

Наш режиссер идеально подобрал актеров, которые и составили тот самый пресловутый треугольник: актриса Театра Российской армии Аленушка Покровская (мы дружим до сих пор), Жора Юматов ну и я, сыгравший третью по значимости роль Ивана Вараввы. Работалось нам легко и душевно. Начало фильма мы снимали в Ашхабаде, затем военные эпизоды в Севастополе, в том числе и с настоящими китайцами, где они переходили водное пространство – китайскую переправу. А мой герой по сюжету был как раз китайским советником. И вот мне объявляют: «Вася, тебе придется выучить текст на китайском языке!» Я, конечно, в штыки: «Еще чего не хватало?!» Прикрепили меня к какому-то китайскому студенту, который целый месяц со мной мучился. Я ведь учил, как попугай, на слух, потому что понять было совершенно невозможно, язык сложнейший. Но до сих пор еще могу что-то вспомнить (очень смешно с выражением и соответствующей интонацией произносить несколько фраз типа «Сяу – мау – тяй». — Прим. «Антенны»). И когда спустя время мы повезли картину в Китай, после просмотра ко мне кинулись с объятиями улыбающиеся китайцы и стали заводить разговор. Сразу приняли за своего! Видимо, хороший мне попался учитель! Я же пытался откреститься: «Что вы, что вы! Не понимаю!» С большим трудом удалось их убедить, что не знаю языка и произносил текст исключительно на слух.

Ты мой Муреночек! Кем была Мурка в жизни и как ее закончила
  • Подробнее

Счастлив, что спустя десятилетия после выхода фильма люди продолжают подходить и говорить: «Спасибо! Благодаря вашей роли я стал офицером». Мне очень нравится, что фильм до сих пор ценят и принимают близко к сердцу не только взрослое поколение, но и молодежь. Это значит, что главное, о чем мы хотели рассказать в картине: Россия, патриотизм, любовь к Родине, вольно или невольно заложено нами в их души.

Из песни слов не выкинешь

Знаменитую композицию, которая затем ушла в народ, первым исполнил второй режиссер фильма.

На самом деле песня называется «Вечный огонь», но знают ее по первым строчкам «От героев былых времен…». Музыку написал композитор Рафаил Хозак, слова – поэт Евгений Агранович. Агранович в 1941 году, уже будучи автором популярных хитов «Одесса-мама» и «Я в весеннем лесу пил березовый сок…», ушел добровольцем на фронт. Был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны I степени. Про войну он знал все. Он вспоминал: «Слова хотели заказать какому-нибудь знаменитому поэту из молодых, но режиссер Владимир Роговой убедил дирекцию Киностудии имени Горького, что к такому фильму писать песню должен фронтовик, тот, кто слышал, как война, проклятая, свистит. А кого взять? Да вон по коридору Женя Агранович ходит. Всю войну прошел, стихи для дубляжей пишет. Да и композитор Рафаил Хозак очень хотел этого автора. Вот меня и попросили».

И действительно, песня получилась такая, что каждое слово врезается в память. И благодаря не только стихам, но и проникновенному исполнению не профессионального певца, а сорежиссера фильма Владимира Златоустовского.

Светлана Зейналова: «Я взяла ремонт в свои руки»
  • Подробнее

Он рассказал «Антенне»: «К тому времени с композитором Хозаком мы были знакомы лет пять. Я долго был актером и снимался, например, в фильме «Деревенские каникулы», где исполнял песню на музыку Рафаила. На «Офицерах» мы сразу договорились, что будем работать вместе. Почему не взяли профессионального певца? Эта песня не певческая, в ней нельзя идти от голоса, нельзя выпевать. Я сделал для себя киноленту и когда пел, видел о чем.

Потом многие ее исполняли: Кобзон, Газманов. Вася Лановой очень песню любит и поет на всех своих творческих вечерах. Ближе всех приближался Саша Маршал. Как-то он приезжал ко мне, просил научить, как спеть. И я объяснил, что на этой песне надо душу рвать. Поэтому «От героев былых времен…» принимает и сегодняшнее поколение. В ней, как и в фильме, нет ура-патриотизма, а показана тихая любовь к Родине и семье.

Владимир Машков: занимаясь только собой, ничего не добьешься
  • Подробнее
«Кавказская пленница»: «Раскосости глаз на пробах добились тугими косичками»
  • Подробнее
Комментарии0
Эксперты форума
40 экспертов
Наталья Гусева
Эксперт по отношениям
Сергей Ланг
Парапсихолог
Мехди
Экстрасенс
Оксана Дубровская
Психолог, к.п.н.
Наталия Петрова
Врач онколог-маммолог
Ольга Крайнова
Эксперт по отношениям
Ирина Кузнецова
Адвокат
Наталия Домбровская
Врач-эндокринолог
Андрей Лычагин
Врач-андролог
Ольга Халикова
Адвокат
Анна Юстус
Врач акушер-гинеколог
Иван Муссуров
Врач-стоматолог
Елена Каркукли
Тренер по фейсфитнесу
Алена Ал-Ас
Сексолог
Злата Ната
Психолог, к.п.н.
Наталья Виргур
Адвокат
Вероника Рыжова
Врач-стоматолог
Иван Карасев
Врач-хирург
Ольга Василенко
Сексолог
Валерия Карат
Экстрасенс
Анна Всехвятская
Эксперт по тайм-менеджменту
Илана Юрьева
Актриса
Маргарита Королева
Диетолог
Александра Миллер
Сексолог
Ксения Измайлова
Дизайнер интерьеров
Лолита
Певица
Давит Испирян
Пластический хирург
Анна Сухова
Психолог
Анна Черепанина
Эксперт по финансам
Алена Острогляд
Бизнес-тренер
Евгений Репко
Косметолог
Екатерина Пограничная
Косметолог
Александра Гуреева
Бизнес-тренер
Алексей Голев
Психолог
Мария Ковалева
Дизайнер одежды
Алина Делисс
Писательница
Анна Московцева
Стилист
Алла Спиваковская
Психолог, доктор наук
Анастасия Максимова
Стилист
Татьяна Ашакова
Визажист, стилист

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.