Авиабилет через Интернет

Перевозчики экспериментируют с виртуальными продажами

авиабилеты через интернет
авиабилеты через интернет

Опыт зарубежных авиаперевозчиков, успешно торгующих авиабилетами через Интернет, наконец-то дошел до России. Вслед за авиакомпанией "Сибирь", решившейся внедрить в прошлом году эту технологию, продавать билеты в Сети теперь взялась "Трансаэро". Правда, перейти на полностью безбилетную технологию - E-ticket, - которую используют зарубежные авиакомпании, российские перевозчики пока не могут.

Суть внедряемой технологии заключается в том, что любой обладатель кредитной или дебетовой карточки может оплатить через сайт авиакомпании стоимость билета и позже получить его или в билетной кассе, или прямо в аэропорту непосредственно перед вылетом. "Покупая билет через Интернет, пассажир получает существенную скидку, а авиакомпании выигрывают на сокращении комиссионных расходов", - рассказывает управляющая бизнес-процессами "Трансаэро" Илона Горлова. Из-за снижения расходов на дистрибуцию интернет-тарифы примерно на 5% ниже даже собственных тарифов в кассах продаж авиакомпании.

Впрочем, новая система продажи билетов через Интернет не лишена ряда существенных недостатков. К примеру, несмотря на то что купить билет у "Трансаэро" можно на любое регулярное направление, делать это придется заранее - не позднее чем за 72 часа до вылета. В дальнейшем, правда, в авиакомпании обещают существенно сократить время бронирования. Еще один недостаток заключается в том, что и "Сибирь", и "Трансаэро" пока бронируют билеты через Интернет только на прямые маршруты. Сложные маршрутные схемы, включающие пересадки на рейсы других авиакомпаний, продажи через Интернет не предусматривают.

Однако, как говорят в "Трансаэро", в будущем все эти проблемы будут в той или иной степени решены. "Более того, через какое-то время пассажир сможет через Интернет бронировать даже конкретное место в салоне", - говорит Горлова. Развивать систему электронных продаж продолжают и в "Сибири". "Поначалу мы продавали билеты только на германском направлении, - говорит пресс-секретарь авиакомпании Илья Новохатский, - теперь же web-услуга действует на большинстве наших направлениях".

И все же, несмотря на активность, проявляемую сейчас российскими перевозчиками в области интернет-продаж, достичь успехов своих зарубежных коллег им будет непросто. Дело в том, что, несмотря на покупку билета в Интернете, клиент "Сибири" и "Трансаэро" все равно должен получить на руки бумажный билет в офисе компании или в аэропорте. В мире же продажа авиабилетов через Интернет большинством авиаперевозчиков уже несколько лет проводится при помощи бездокументарной технологии E-ticket. Заказать такой билет можно не только через Интернет, но и с помощью обычного мобильного телефона.

"Один электронный билет экономит авиакомпании 9 долларов, а общая сумма сэкономленных средств для отрасли ежегодно составляет 3 млрд. долларов", - описывает преимущества E-ticket представитель Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в России и СНГ Дмитрий Шамраев. Кроме того, электронный билет невозможно потерять: купивший его человек, по сути, получает только номер бронирования, и этого достаточно, чтобы идти на регистрацию.

"К сожалению, в России ни один перевозчик сейчас не может позволить себе внедрить полноценную технологию E-ticket, - поясняет ГАЗЕТЕ замгендиректора "Аэрофлота" Сергей Кирюшин. - Вся проблема в нормативных ограничениях. Нынешнее законодательство предусматривает распространение только бумажных билетов". И не факт, что российские перевозчики перейдут на E-ticket к 2007 году, как того требует IATA.