Своим ходом в Европу

Для большинства автовладельцев автомобиль лишь средство передвижения по маршруту дом - работа. Приблизительно три четверти от общего числа автолюбителей используют свои машины для поездок на дачу или в ближайший пригород - на рыбалку или пикники. И лишь немногие (около 5% от общего числа) решаются на длительные путешествия на автомобиле. Видимо, большинство полагает, что проехать «за один присест» более 1 тыс. км на машине - занятие не для слабонервных, если, конечно, речь не идет о водителях-дальнобойщиках. Но так ли страшна дальняя дорога? Например, в Европу.

Лишь пять процентов автомобилистов решается на длительные путешествия на собственном авто

Путешествие на собственном автомобиле - дело очень ответственное и требует серьезного взвешенного подхода. Нельзя просто решить уехать на море, сесть в машину и умчаться. Вернее, и такое возможно, но только в том случае, когда дорогу знаешь досконально, машина находится в идеальном техническом состоянии, а в кошельке достаточно денег для того, чтобы оплачивать хорошие гостиницы, рестораны и возможный ремонт авто.

Большинству же автовладельцев необходимо готовиться к поездке как минимум неделю: проверить техническое состояние машины, заклеить, наконец, запасное колесо, являвшееся до этого ненужным грузом, купить атлас автодорог, одолжить у знакомых канистру для бензина (если ехать за границу, лучше взять хоть 20 литров топлива по низкой по сравнению с европейской цене), буксировочный трос и аптечку.

Куда податься

Выбор направления путешествия за пределами России достаточно велик. Интерес у наших соотечественников, как правило, вызывает Европа, страны Балтии и СНГ, в общем, те страны, расстояние до которых не превышает 2-2,5 тыс. км, так как путешествия на большие расстояния занимают много времени и энергии, а значит, на осмотр достопримечательностей уже не хватит ни того, ни другого. Получится путешествие ради осмотра обочин дорог из окна автомобиля, что достаточно утомительно.

При пересечении границы с автомобилиста потребуют заполненную таможенную декларацию на вывоз наличной валюты - на суммы свыше 1500 до 10 000 долларов, а также на вывоз предметов, подлежащих обязательному декларированию. Список последних можно посмотреть на сайтах консульских учреждений стран, в которые вы будете въезжать. Если же предметов, подлежащих декларированию, с собой нет, то границу можно переходить по "зеленому коридору" - куда более удобный и быстрый вариант.

Чтобы пересечь на машине границу европейского государства, в первую очередь нужно иметь действующий загранпаспорт с визой. Имейте в виду, что в странах Евросоюза необходимо иметь визу той страны, в которой вы пробудете дольше всего. Виза страны, через которую вы едете транзитом, в большинстве случаев не требуется. Например, если вы едете через Польшу в какую-либо страну Шенгенского соглашения или страну Евросоюза, граничащую с Польшей - Чехию, Словакию, - то польская виза вам не нужна. Одна оговорка: вы имеете право пребывать на территории Польши не более пяти суток.

«Зеленая карта»

Обязательным условием движения по европейским дорогам является наличие у водителя автомобиля автостраховки так называемой «зеленой карты». Стоимость страховки можно смело записывать в необходимые и неизбежные расходы. Green card на две недели обойдется автотуристу в 20-40 долларов. Приобрести ее можно в крупных страховых компаниях или непосредственно на границе. Если купить страховку в России забыли, за границей можно нарваться на ненавязчивый «туристический сервис», заплатив за «зеленую карту» в три-четыре раза дороже.

«Зеленая карта» - это аналог ОСАГО для граждан, передвигающихся на автомобилях по странам Европы. То есть страховка только на тот случай, когда виновнику ДТП требуется возместить ущерб потерпевшему. В случае угона, повреждения машины вандалами, землетрясения, наводнения и прочего страховая компания возмещать ущерб не обязана. Конечно, и от этих рисков можно застраховаться - несколько страховщиков предлагает подобные услуги, - но это дорогое удовольствие. Например, КАСКО на десять дней за границей на автомобиль стоимостью 30 тыс. долларов обойдется в 300 долларов.

Прежде чем пересечь границу другой страны, необходимо потратить хотя бы полчаса на изучение правил и порядков, принятых в стране, куда направляемся. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Мы уже вспоминали об атласе автодорог. Так вот, в случае путешествия за границу лучше купить его на любой бензоколонке, после того как граница будет пересечена. Во-первых, «родная» карта будет точнее переведенного аналога, а во-вторых, гораздо проще спросить у аборигена дорогу, показав ему пальцем цель на карте, написанной на его языке, и получить вразумительный ответ, как туда проехать. В-третьих, карта "заграницы" будет дешевле именно за границей, тогда как в России она будет продаваться как дорогая диковинка.

Платные дороги

Купив карту, можно спланировать маршрут путешествия, учитывая не только живописность трассы, но и затраты на поездку по стране, ведь в Европе платные дороги стали суровой реальностью, и, если человек хочет ехать по хорошему шоссе или спешит и вынужден ехать быстро, ему придется заплатить за то, чтобы ехать по скоростной автомагистрали. Развязки платных дорог устроены так, что въехать на трассу или покинуть ее, минуя контрольно-пропускной пункт, представляющий собой множество турникетов, невозможно. Если же нужды в скоростном движении нет, можно выбрать бесплатную дорогу, которая идет параллельно платной. Но, как правило, она узкая и загружена автомобилями экономных водителей. Иногда может получиться так, что сумма, сэкономленная на платной трассе, окажется меньшей, чем затраты на совсем недешевый лишний бензин, который машина съест, двигаясь в плотном потоке по объездной дороге.

И картонка подойдет

Некоторые автомобилисты не решаются на заграничное путешествие, ошибочно полагая, что для этого нужно специальное международное водительское удостоверение. В ряде стран (далеко не во всех) это действительно так, но на деле никто не придирается и к картонному отечественному удостоверению. Главное, чтобы водитель был похож на свою фотографию в документе.

Вообще, система платных дорог для автотуриста оказывается достаточно забавной. Дело в том, что в большинстве стран, оплачивая движение по автомагистрали, получаешь специальный стикер (наклейку) на лобовое стекло, дающий право беспрепятственно ездить по платной дороге определенный период. В итоге после путешествия по нескольким странам лобовое стекло автомобиля становится похожим на чемодан путешественника первой половины ХХ столетия, облепленный наклейками с названиями аэропортов и авиакомпаний.

Цены за пользование платными дорогами везде разные. Так, в Италии, Франции и Испании действует покилометровая система оплаты, и один проезд по платной автостраде обходится в среднем от 1,5 до 6 долларов. В Австрии, Швейцарии, Чехии и Словакии, заплатив один раз от 5 до 50 долларов, можно ездить по всей стране от 15 дней до года - в зависимости от стоимости «марки» (проездного билета). Следует помнить, что оплата всегда производится в местной валюте, в обменниках (если они вообще есть) на КПП курс плохой, поэтому деньги лучше разменять заранее.

Топливо

Рядовой российский автомобилист справедливо считает, что стоимость бензина в нашей стране завышена, ведь нефть-то своя, ее ни у кого покупать не надо. Когда же наши видят цены на топливо в Европе, у них округляются глаза. Сегодня цена бензина Аи-95 в среднем по России составляет 0,5 евро за литр, а это по европейским меркам просто даром. В среднем по Европе цена бензина Super (аналог Аи-95) составляет 1,1-1,3 евро за литр. В странах Балтии цена чуть ниже - 0,8-0,9 евро за тот же литр Аи-95. Про аналог нашего Аи-92 в Европе придется забыть, так как теоретически он должен быть, ведь его никто не запрещал, но в реальности его практически никто не продает. Зато с дизельным топливом в Европе никаких проблем нет. В отличие от России, где и климат жестче, и солярка хуже, европейцы в большинстве своем предпочитают именно дизельные автомобили. Но россиянину и здесь надо быть внимательным: помимо обычной солярки, которая продается в среднем по 0,8 евро за литр, на европейских АЗС продается еще дизельное топливо, произведенное на основе рапсового масла. Такое биотопливо немного дешевле нефтепродукта, но специалисты утверждают, что для использования альтернативного топлива необходима доводка двигателя, иначе машина может встать на дороге, и минимальный ущерб в этом случае будет порядка 100 евро - расходы на промывку топливной системы, включая бак.

Учитывая то, что в России автомобильное топливо значительно дешевле, чем за рубежом, лучше залить перед пересечением нашей границы полный бак и вдобавок положить в багажник полную 20-литровую канистру. Больше топлива вывезти за пределы России не позволят пограничники.

Аналогично и с обратной дорогой. Возвращаясь назад через Белоруссию, постарайтесь не заправляться на последних заправках на ее территории. Прямо перед границей Белоруссии с Россией стоит заправка "ушлого" ЛУКОЙЛа, где 95-й стоит 22 российских рубля за литр, а через пару километров (уже в России) стоит заправка, где тот же 95-й продается по 16 рублей за литр.

Скоростной режим

Пересекая российскую границу, каждый автомобилист должен помнить, что он попадает в зону действия других законов и других мер наказания и пресечения преступлений, в том числе и совершенных на дороге. Казна европейских государств ежегодно пополняется десятками тысяч долларов россиян, оштрафованных в основном за превышение скорости.

Хорошие дороги и кажущееся отсутствие полицейских одурманивают наших водителей, и они, сами того не замечая, едут все быстрее и быстрее, пока их не останавливают сотрудники дорожной полиции, предъявляя в качестве неоспоримых улик преступления фотографии машины с указанием государственного номера и скорости движения. Европейские гаишники редко сидят в засадах со «спидганами» - по трассам установлены видеокамеры со встроенными радарами.

В Германии ситуация усугубляется еще и гражданским долгом… Бюргеры считают, что позвонить в полицию и рассказать о том, что такая-то машина нарушила ПДД - святое дело каждого. Это в России практически нет разницы в скорости 60 и 80 км/ч, а в Европе, если полицейские докажут, что вы двигались на 20 км/ч быстрее установленного лимита, придется облегчить свой кошелек на сумму от 50 до 150 евро - в зависимости от тарифов, принятых в стране пребывания. Хорошо, если такие деньги с собой есть, если же денег на штраф нет, машину арестуют и отвезут на штрафную стоянку, а водителя задержат.

Намного проще в Восточной Европе. Поляки и чехи, к примеру, любят быструю езду, так что всегда есть за кем пристроиться. Камер слежения в этих странах пока мало, а за дорогой наблюдают обычные патрульные машины. Кстати, поляки всегда предупреждают о засадах двойным миганием дальнего света. И еще. Если вы уступили дорогу обгоняющему автомобилю, не стоит бить по тормозам, увидев у впереди идущей машины включенную "аварийку" - во многих странах Европы это всего лишь знак благодарности.

Белоруссия не так страшна, как ее малюют

Для москвичей, решившихся ехать в Европу, наиболее короткая дорога, скорее всего, будет пролегать через Белоруссию. Эта дорога обросла множеством мифов, большинство из которых сочинили перегонщики автомобилей из Германии - про ужасных гаишников, плохие трассы, бандитов на дороге и т.д. Возможно, когда-то так оно и было, однако сейчас все по-другому. Платная дорога М1 до Бреста в очень хорошем состоянии (лучше, чем дороги в Польше), и гаишников на ней практически нет. При этом разрешенная скорость - 120 км в час. Кроме того, практически везде принимают российские рубли. За исключением гаишников (в Белоруссии их называют "даишниками"), которые берут штрафы только в "зайчиках". Правда, "даишники" столь любезны, что обычно стоят рядом с заправками, где есть обменные пункты. Штраф за превышение скорости составляет от 200 до 400 рублей в белорусском эквиваленте.

Кстати, не забудьте оплатить транзит через Белоруссию. Дело в том, что российские граждане могут свободно и бесплатно въезжать в Белоруссию (за исключением платы за дорогу - в общей сложности 64 рубля), однако если вы выезжаете из Белоруссии в третью страну, то должны оплатить транзит. Делается это при въезде в страну - там есть специальный пункт. Если вы не сделаете это на въезде, то при пересечении границы с Польшей потеряете много времени.

Из недостатков - совершенно советский общепит на протяжении почти всей трассы. Таможня в Бресте, несмотря на многочисленные заверения белорусской прессы, отнимает астрономическое количество драгоценного времени. Как и раньше, множество дельцов предлагают свои услуги по пересечению границы за 120-150 евро. Не попадайтесь на эти уловки, скорее всего, выигрыш по времени будет нулевым. Лучше переходить границу с утра.

Про границы между странами Евросоюза сказать нечего - процедура занимает пять минут.