Опасное хобби

Летом на Эльбрус, осенью на охоту, зимой на горнолыжную трассу, весной на рыбалку. А работать-то когда?

Привычка интересоваться, чем увлекаются в свободное время кандидаты на вакансии, появилась у Анатолия Строканя, руководителя НПП «Атис-плюс» несколько лет назад. После того, как из-за внезапного исчезновения референта-переводчика возникли проблемы при общении с иностранными партнерами. «Представители французской корпорации были проездом в Киеве всего несколько часов. За это время мы должны были обсудить возможность сотрудничества. Но референт, которая должна была участвовать в переговорах, не явилась на встречу. И хотя в течение часа ей нашли замену, этот инцидент не пошел на пользу имиджу компании. Контракт так и не был подписан», - посетовал г-н Строкань. А таинственное исчезновение юной леди объяснялось очень просто. Как оказалось, в тот день приехал с гастролями известный певец, в которого она была фанатично влюблена со школьной скамьи. «До этого случая, читая резюме, я практически не обращал внимания на строку «хобби». Теперь же очень внимательно и подробно расспрашиваю о том, как проводят свое свободное время соискатели. И если понимаю, что увлечение занимает слишком важное место в жизни человека, предпочитаю с ним не связываться», - рассказал г-н Строкань.

Однако, как показал мини-опрос, проведенный корреспондентом «ВД», большинство руководителей и менеджеров по персоналу не придают особого значения увлечениям потенциальных сотрудников. «Я использую вопросы о хобби человека, скорее для того, чтобы расположить его к себе, сделать обстановку собеседования менее напряженной и более доверительной. Хотя бывает, что в ходе таких обсуждений всплывают странные факты, как например то, что хобби является, по сути, второй работой», - поделилась Ольга Житягина, HR-консультант компании WST-Consulting.

Впрочем, тенденция придавать слишком большое значение увлечениям или совершенно их игнорировать - это действительно две крайности. А истина, как обычно, находится где-то посередине.

Не корысти ради

Об увлечениях сотрудников, которые принесли немало проблем и неприятностей их работодателям, ходят легенды. «Один из сотрудников известной компании был настолько увлечен бодибилдингом, что стал активно участвовать в деятельности одной из спортивных федераций. Наградой ему служили скидки на посещение тренажерных залов, а также возможность постоянно вращаться в обществе единомышленников. В итоге порученное ему направление по продаже строительных материалов стало чахнуть прямо пропорционально наращиванию объема бицепсов своего руководителя», - поведала Ольга Житягина.

«Деление хобби на вредные и полезные - условно. Оно исходит из предпосылки, что полезные хобби - это хобби, которые не только не мешают, но и помогают успешному выполнению сотрудником своих непосредственных обязанностей в рамках занимаемой должности. Соответственно, вредные - те, которые «работают» лишь во благо сотруднику, крадут его КПД у компании, занимая его мысли и время. А подчас для реализации своего «вредного» хобби сотрудник привлекает ресурсы компании», - сообщил HR-консультант Виталий Матусевич.

Так, к примеру, один из ведущих специалистов IT-компании увлекался кино. Что само по себе не криминально. Если бы не тот факт, что этот сотрудник в рабочее время на «казенные» диски, которые выделялись для рабочих целей на весь отдел, записывал фильмы, скачивая видеофайлы из бездонных интернет-хранилищ. И, как он сам впоследствии признался, таким образом он «компенсировал» себе более низкий, чем заслуживал исходя из квалификации, уровень заработной платы.

Однако Константин Пашнев, заместитель директора ООО «Спайк-сервис» (продажа автозапчастей, штат - 19 чел.), напротив, уверен что «хобби отлично помогают завязывать полезные знакомства. Почти треть наших клиентов - это те, с кем мы ездили в экстремальные туры на Амазонку и в Танзанию, их друзья, родственники и знакомые».

Также Константин рассказал о знакомом предпринимателе, занимающемся продажами эксклюзивной мебели, который обязал менеджеров к посещению элитных фитнес-клубов, компенсируя значительную часть стоимости абонемента. При этом основной задачей менеджеров было не столько поддерживать хорошую физическую форму, сколько заводить полезные знакомства и заключать сделки.

«Но что для менеджера хорошо, то для бухгалтера плохо, - считает г-н Пашнев. - К примеру, менеджер, увлекающийся гольфом, чтобы материально обеспечить свое хобби, будет активнее искать клиентов, попытается повысить доход. А помощника кладовщика, который получает небольшой оклад и не может влиять на уровень своего дохода, желание «жить красиво» скорее подтолкнет к растратам и мелкому воровству, чем к чему-то конструктивному».