Круизы

Все современные круизные лайнеры оборудованы стабилизаторами качки, амаршруты разрабатываются таким образом, чтобы по возможности избегатьштормов. Ощущение «замкнутого пространства» нивелируется за счетпродуманной планировки кают и всех «пассажирских» помещений корабля. Ачтобы туристы не заскучали во время плавания от одного порта до другого,для них предусмотрено изрядное число развлечений на борту.

Регионы плавания

Средиземное море - круглый год (но летом, в высокий сезон, выбор намно¬гобольше), Северная Европа - с июня по сентябрь, вокруг Европы - обычнотолько в мае и сентябре, Карибские острова - круглый год. ФранцузскаяПолинезия (Таити), Гавайи - круглый год, Аляска - с мая по сентябрь, ЮжнаяАмерика - с ноября по март, Австралия и Новая Зеландия - с декабря пофевраль, Юго-Восточная Азия - с ноября по март. Кругосветные путешествия(продолжительнос¬тью от 90 до 180 дней) проходят с декабря по апрель.

Развлечения на борту

Ежевечернее шоу, дискотека, концерты живой музыки, лотереи, конкурсы. Втечение дня анимато¬ры лайнера проводят множество игр, конкурсов, шоу,спортивных мини-соревнований, турниров и пр. Как правило, на лайнере втечение всего дня работает команда аниматоров. На большинстве круизныхкораблей оборудовано казино с бесплатным входом для пассажиров.

Разнообразие спортивного инвентаря на борту зависит от размера лайнера.Обычно представлены бадминтон, баскетбол, беговая дорожка, кардио- исиловые тренажеры, настольный теннис, «шафлборд», сквош, волейбол, режемини-гольф, скалодром, бильярд. На современных кораблях оборудованыSРА-центры, предлагающие за дополнительную плату массу оздоровительныхпроцедур: релаксацию, лече¬ние морской водой, лечебный массаж, «шиатсу»,ароматерапию.

Береговые экскурсии

Каждая круизная компания разрабатывает множество экскурсий в каждом портузахода и предлагает пассажирам богатый выбор основныхдостопримечательностей региона. Разумеется, береговые экскурсии неявляются обязательными: пассажиры сами решают, отправиться ли им наэкскурсию, просто пойти погулять по городу или остаться на корабле.

Примите к сведению: В «высокие» даты на целый ряд круизов организуютсярусские группы, с которыми едет сопровождающий, и предлагаемые береговыеэкскурсии проводятся на русском языке.

Цена

Цена круиза зависит от его продолжительности, сезона, класса корабля и отвыбранной каюты. Как правило, каюта с окном дороже, чем внутренняя, нодешевле, чем каюта с балконом, каюта на верхней палубе дороже аналогичнойна нижней. Каюта в центре корабля дороже аналогичной на носу или корме. Вцену круиза включено: размещение на корабле в каюте выбранной категории,все питание на борту (основные приемы пищи и закуски в перерывах между ними- часто круглосуточно), все развлекательные программы на борту,пользование палубным инвентарем и спортивным оборудованием, в том числебассейнами. В цену круиза, как правило, не включены: портовые сборы,спиртные напитки, услуги индивидуального характера (массаж, стирка иглажение одежды, процедуры в SРА-центрах, покупки на борту и т.п.),экскурсии.

Продолжительность круиза

Самый популярный стандартный по продолжительности круиз длится 7 ночей,часто встречаются круизы продолжительностью 10, 12 и 14 ночей. Самыекороткие круизы - двухдневные weekend-прогулки, самые продолжительные -«кругосветки» на 180 дней.

Примите к сведению: Туристам, впервые отправляющимся в круиз, разумнееостановить выбор на стандартном семидневном варианте.

Размер корабля

Вне зависимости от размера, все круизные лайнеры предоставляют основныевиды услуг: размещение, развлечения, обильное питание, экскурсии в портахзахода по маршруту круиза. Однако одни это делают намного лучше, чемдругие (но и берут за это больше).

На маленьком корабле (водоизме¬щением от 2 до 25 тысяч тонн) легкоориентироваться, указатели и надписи проще и точнее. Образ жизни на бортуне структурирован и более свободен, объявлений по радио мало илипрактически нет. Зачастую пассажирам разрешено в любое время подниматься накапитанский мостик (за исключением времени совершения трудных маневров илиплохих погодных условий). Маленькие корабли способны зайти в небольшиепорты, недоступные для океанских «монстров». Однако они менее устойчивы ккачке в суровых погодных условиях, здесь меньше развлечений и заловотдыха, чем на больших кораблях. Средний по размерам корабль (от 25 до 50тысяч тонн) может стать настоящей «золотой серединой». Ориентироваться натаких кораблях несложно, они более маневренные, чем большие лайнеры, ихорошо подходят для посещения небольших портов в Средиземном и Эгейскомморях. Некоторые средние корабли предлагают кругосветные и другиедлительные экзотические круизы, практически невыполнимые на корабляхдругих категорий. Размещение на таких кораблях очень разнообразно: отогромных сьютов-пент-хаусов с персональным дворецким до небольшихвнутренних кают. Здесь более разнообразны развлечения, еда сервируется внескольких ресторанах. Средние корабли легко осуществляют круизы врегионах с суровыми погодными условиями, так как боковые борта у нихниже, чем у больших кораблей, а осадка существенно глубже, чем умаленьких. Очереди редки, а если и возникают, то проходят достаточнобыстро. Однако здесь не так много залов отдыха, как на больших кораблях, иредко встречаются театры пригодные для постановки мюзик¬лов, поэтому шоуобычно проводят в стиле «кабаре».

Большие корабли (от 50 до 150 тысяч тонн) создают у пассажира ощущение,что он находится в большом городе, и предлагают огромное разнообразиеразвлечений и питания. Большие корабли устойчивы к качке в открытом море вплохих погодных условиях. Однако на огромном корабле труднееориентироваться, также можно столкнуться с очередями на посадку, к стойкеинформации, 0 банк, к лифтам, к «шведскому столу», к катерам для высадки вовремя стоянки на рейде, при выходе на береговые экскурсии. Оказываемыйсервис теряет подчас индивидуальный подход к пассажиру (если только он неприобрел каюту с дворецким), и у пассажиров может возникнуть ощущение«конвейера».

Примите к сведению: Наилучший (и, разумеется, самый дорогой) сервисоказывается на кораблях, где на одного члена команды приходится не болеедвух пассажиров.

Безопасность

Круизные компании уделяют огром¬ное внимание уровню безопасности на борту,и сегодня можно с уверенностью сказать, что круиз - это отдых с нулевымуровнем преступности. Службы бортовой безопасности всегда бдительно следятза порядком на корабле. В целях безопасности посторонние посетители на бортне допускаются. Все виды холодного и огнестрельного оружия, фейерверки ит.п. будут изъяты у пассажира при входе на лайнер и помещены в камерыхранения до момента высадки в конце круиза.

Классификация круизных лайнеров

Круизные компании уже давно перестали указывать звездность своего флота вкаталогах, однако потребность в такой оценке существует - для сравнениялайнеров и правильного выбора. Лучшим практическим инструментом в этомслучае служит классификация, предлагаемая в ежегодных справочниках ВеrlitzOcean Cruising & Сruise Ships. Справочник дает независимую оценкумеждународным круизным лайнерам на основе тщательной ежегодной инспекции помножеству значимых параметров и потому может считаться наиболееобъективным. Оценке подлежат более 400 позиций, сгруппированных в 20параметров, дающих максимально по 100 очков каждый и представленных длянаглядности в шести основных группах: корабль (до 500 баллов), размещение(до 200 баллов), питание (до 400 баллов), сервис (до 400 баллов),развлечения (до 100 баллов), проведение круиза (до 400 баллов). Корабльможет быть очень современным по дизайну и убранству, но если питание,обслуживание и гостеприимство персонала недостаточно хороши, его итоговыйрейтинг будет низким.

Максимальное количество присваиваемых звезд - пять, минимальное - одна.Итоговые баллы переводятся в «звезды» по следующей схеме: 1851-2000 баллов- 5*+, 1701-1800 баллов – 5*, 1551-1700 баллов - 4*+, 1401-1500 баллов -4*, 1251-1400 баллов - 3*+, 1101-1250 баллов - 3*, 951-1100 баллов - 2*+,801-950 баллов - 2*, 651-800 баллов – 1*+, 500-650 баллов - 1*.

Классификация круизных компаний

Стиль жизни на борту круизного лайнера определяется тем, в какой сегментрынка попадает лайнер: «стандарт», «премиум» или «люкс». Эта классификацияпомогает сориентироваться и выбрать правильный круиз, соответствующийпривычному образу жизни туристов. Лайнеры класса «стандарт» - наименеедорогие, хотя и предлагают пассажирам достаточно широкий спектр услуг иразвлечений на борту. Корабли класса «премиум» обычно являются бо¬леедорогими и предлагают более качественную и разнообразную еду, более высокийуровень обслуживания и более широкий спектр услуг на борту. Лайнеры класса«люкс» - самые дорогие, они предлагают лучший спектр услуг, качествопитания и уровень обслуживания. Чем выше классификация лайнера, тем большев его интерьерах натуральных материалов и предметов искусства, темкачественнее используемые столовые приборы, посуда, столовое и постельноебелье, тем больше живых цветов на борту и строже отношение к формевечерней одежды за ужином.

Круизные компании, предлагающие круизы класса «стандарт» - Carnival CruiseLine, Festival Cruises, Norwegian Cruise Line, Princess cruises, RoyalCaribbean Cruise Line, класса «премиум» - Сеlebrity Cruises, HollandAmerica Line, P&O Cruises, Star Clippers, класса «люкс» - Сrystal CruisesCunard Line, Radisson Seven Seas Cruises, Seabourn Cruise Line.

Бронирование круиза

Для бронирования круиза необходи¬мо иметь паспортные данные всех пассажиров(фамилию и имя в соот¬ветствии с действующим загранпаспортом, датурождения, номер и срок действия загранпаспорта). Обычно каюту фиксируют зауказанными пассажирами на несколько дней, по истечении которых необходимопод¬твердить кагату, иначе бронирование будет аннулировано. В отдельныхслучаях возникает ситуация, когда каюту необходимо подтверждать в деньбронирования. Для подтверждения каюты вносят депозит, сумма котороговарьируется в зависимости от круизной компании.

Одной из самых важных особенностей купли-продажи круизов являютсяштрафные санкции, применяемые круизными компаниями при отказе пассажиров отсовершения круиза. Они существенно выше привычных штрафных санкций приотмене наземного отдыха. У одних круизных компаний они вступают в силунезамедлительно после подтверждения круиза, у других - за 60-90 дней доначала круиза. Чем меньше времени остается до начала круиза, тем вышеприменяемые штрафные санкции. Это следует всегда иметь в виду и строгоследить за тем, чтобы сумма, оплаченная туристами за круиз, всегда былабольше, чем текущие штрафные санкции.

Примите к сведению: Многие круизные компании требуют также соблюденияопределенных условий оплаты, согласно которым круиз должен бытьполностью оплачен за 30-90 дней до начала круиза. Если же круиззабронирован позднее такого срока, то полная оплата должна быть внесенапри подтверждении каюты (депозита в таком случае недостаточно, даже еслидействующие штрафные санкции на момент бронирования равны 10-25%).

Дополнительные услуги

Авиаперелет в порт посадки и обратно из порта окончания круиза (междувременем прилета и временем посадки на лайнер должно быть не менее 5-6часов, не считая времени, требуемого на трансфер), медицинская страховкана весь срок поездки, дополнительное проживание в гостиницах (по желаниюклиентов либо в силу необходимости из-за графика авиаперелетов),трансферы, визы.

Примите к сведению: Визам следует уделять особое внимание: зачастую онидолжны быть многократными в силу особенностей маршрута круиза.

Профессионалы рекомендуют оформлять страховки от невыезда, так как в случаеотказа в визе из-за штрафных санкций круизной ком¬пании клиенты могутпотерять внушительные суммы.

Устройство круизного лайнера

Для удобства круизные компании обычно приводят в своих каталогах дек-планыкораблей, на которых отчетливо видно расположение кают (разные категориивыделены разными цветами), ресторанов, лифтов, залов отдыха, бассейнов ит.п. «Читать» дек-планы достаточно просто - нужно только понять принцип ихсоставления. Для примера разберем лайнер Еuropean Stars круизной компанииFestival Cruises.

Технические данные лайнера: тоннаж 58 700 тонн, длина 251 м, ширина 28.8 м,количество пассажиров 1566 человек, команда 711 человек, 10 пассажирскихпалуб. Для пассажиров на борту оборудованы бассейны, мини-гольф, казино,дискотека, концертный зал, кинозал, фитнес-центр, сауна, массажный салон,салон красоты, медицинский центр, бутики. Справочник дает лайнеру 1472балла, что соответствует 4*, и относит его к классу «стандарт».

Соотношение числа пассажиров и численности команды равно 2.2, что говорито достойных стандартах сервиса. По тоннажу лайнер относится к категориибольших кораблей, но фактически он не слишком отличается от средних,набор услуг на борту достаточно широк и разнообразен.

Примите к сведению: Возможно и дальнейшее повышение категории каюты, впервую очередь за счет увеличения ее площади и освещенности. В болеевысоких категориях кают могут быть добавлены и дополнительные услуги:персональный дворецкий, джакузи и даже зимний сад. Максимальная площадьсьюта на сегодняшний день составляет 500 м2 - это апартаменты «GardenVilla» на лайнере Norwegian Stars круизной компании Norwegian Cruise Line.

Внутренняя каюта

Внутренние каюты на лайнеры Еuropean Stars имеют площадь 13 м2 иоборудованы ванной комнатой с душем, кондиционером воздуха, мини-баромперсональным сейфом. В каюте есть телевизор и радио. Отсутствие окна«замаскировано» большим количеством зеркал.

Каюта с окном

Каюты с окном на лайнере Еuropean Stars оборудованы аналогично внутренним.Повышение цены (как и в случае с внутренними каютами) происходит по мереповышения палубы.

Каюта с балконом

Каюта с балконом на лайнере Еuropean Stars имеет площадь 22 кв.м.,разделена на две зоны - спальную и жилую (гостиную), оборудована ваннойкомнатой с ванной, кондиционером воздуха, большой гардеробной комнатой,мини-баром и персональным сейфом. В каюте есть телевизор, телефон и радио.Стена между каютой и балконом полностью застеклена, открывая прекрасныйвид на море.