Яхтенный метод

Тем, кто вырос из походов и плащ-палаток и устал от традиционного отдыха all inclusive, подойдет яхтинг — увлекательный и на удивление недорогой вид отдыха.

Это действительно доступно. Неделя на яхте в компании из шести человек обойдется в €800—1 000 на каждого — не дороже, чем остановиться в хорошем отеле в Шарм-эль-Шейхе.

Представьте, вы отправляетесь, скажем, в Грецию. Прилетаете в Афины, надеваете мокасины, садитесь в автобус и едете в Акрополь, под вечер — в местное кабаре пить вино и закусывать оливками, а затем пересаживаетесь на яхту и неделю «колесите» вдоль греческих островов. Куда хотите, туда и плывете — хоть за ветром, хоть за солнцем. Сон? Вполне себе реальность: в финансовом отношении отдых на яхте перестал быть чем-то элитным, доступным исключительно сильным мира сего.

Виды яхт

  • обычные яхты: они разного размера, но устроены примерно одинаково, во всех есть каюты;
  • скоростные яхты: ради скорости придется пожертвовать комфортом — кают в скоростных яхтах чаще всего нет;
  • катамараны — две яхты, соединенные между собой: удобно, если на море вы отправились всем семейным кланом, включая дедушку-аксакала, или рабочим коллективом.

А вот репутация осталась: яхта по-прежнему ассоциируется с «дольче вита», даже если это однопалубное суденышко со смешным названием, из которого выпали буквы «П» и «О», ничем не напоминающее скоростную «Экстази» Абрамовича или роскошную «Аве» принца Альберта. Предложений по этому виду отдыха на туристическом рынке с каждым годом становится все больше.

С чего начать?

В Интернете на специализированных сайтах и форумах поищите компанию, к которой можно присоединиться для первого путешествия на яхте. Если у вас набирается своя команда, первым делом решите вопрос с капитаном: либо кто-то из вашей компании пройдет курс обучения и поведет яхту сам, либо вы пригласите кого-то знакомого (поискать можно по тем же форумам), либо возьмете капитана в аренду вместе с яхтой. Если капитан приглашенный, расспросите его о предыдущих походах, возьмите контакты его бывших клиентов и пообщайтесь с ними — спросите о профессиональных навыках, узнайте, конфликтный ли человек ваш капитан, быстро ли сходится с людьми. Все-таки вам предстоит провести вместе на борту неделю, а то и больше.

Аренда яхты — это как аренда авто: без прав вас за штурвал яхты не пустят. Запишитесь на курсы в яхт-школу или хотя бы почитайте учебники и справочники. Самое обидное — присутствовать на яхте и не понимать, что на ней происходит. Куда бегут эти люди, что они там подтягивают и где крепят. Кроме того, научившись чему-то самостоятельно, вы сможете оценить профессионализм капитана или сами станете им.Обучение яхтенному делу разбито на четыре стадии. В России лицензионные школы преподают по методике английской Королевской яхтенной ассоциации.

1-я стадия. Компетентный член команды. Чуть теории, немного практики — человек, прошедший этот курс, может быть помощником капитана, но арендовать яхту без «начальника» не имеет права. Знает, что как называется, куда бежать в экстренных ситуациях и что делать по команде.

2-я стадия. Дэй-шкипер. 40 часов теории, неделя практики и более солидные вложения в обучение. На этой стадии вы можете управлять судном в дневное время, но в команде обязательно должен быть еще один хотя бы «компетентный член команды», тогда яхту вам отдадут в полное ваше распоряжение.

3-я стадия. Костал-шкипер. Еще один курс теории более высокого уровня и практика в море с выходом в ночь. В результате вы получаете разрешение ходить в незнакомых водах в любое время суток. Сможете арендовать более новые и дорогие яхты: лицензия костал-шкипера вызывает больше доверия у чартерных компаний. Но тем не менее желательно, чтобы в команде был человек, прошедший первый или второй курс.

Теоретический курс вы можете пройти и в Москве — график удобный: максимум два занятия в неделю, по вечерам или выходным, без отрыва от производства. Практику вы проходите в любой акватории. Но чаще всего яхтенные школы везут «студентов» на Черное, Средиземное и Японское моря. Популярна Турция: море там, может, и не самое чистое, зато хорошо подходит для первых самостоятельных путешествий на яхте, спокойное и предсказуемое. Как по заказу — с утра подуло, к вечеру стихло, побережье не сложное — без рифов, мелей и скоростных течений. На практике вам предстоит неделю плавать на яхте с опытным капитаном, который будет «натаскивать» вас, закреплять теорию реальными навыками и делиться ноу-хау, хитростями/нюансами, не изложенными ни в одном учебнике. Перво-наперво освоите команду «Человек за бортом!» и научитесь спасать утопающих (это, может, и их личное дело, но сами они, поверьте, не справятся), затем «парковку», то есть швартовку, узнаете, где у яхты якорь и как с ним обращаться. Если вы опытный водитель, вам, разумеется, будет легче. Прежде всего вас не удивит, что теория управления и практика (выяснить, куда ветер дует, и настроить парус, все эти «потянуть», «потравить»…) — суть две большие разницы. Кроме того, дороги морские и сухопутные во многом схожи — по крайней мере, первое правило вождения, так называемое ДДД («дай дорогу дураку»), на море тоже применимо. «Бодаться» с другими яхтами себе дороже. И хотя вас не выпустят в море без страховки (стандартную оформляет чартерная компания, вы при желании можете расширить список рисков в любой приглянувшейся вам страховой), выяснять, чья яхта круче, в открытом море опасно. Успешно сдав оба курса, вы получите лицензию, подтверждающую, что вы прошли три стадии обучения яхтенному делу, получили необходимые знания и навыки, предупреждены о возможных опасностях и знаете правила расхождения судов на море — то есть к отплытию готовы.

4-я стадия. Яхтмастер. Это звание присваивается тому, кто прошел по крайней мере 2 500 миль, подтвержденных логбуком (что-то вроде яхтенного спидометра). Яхтмастер имеет право на кругосветное путешествие на своем судне, и большинство таки пускается в дальнее плавание, поскольку на этой стадии уже не мыслит себя без яхты.

Бюджет

За теорию с вас в общей сложности возьмут около €600, за практику — 1 200. Школ масса (например, «Ларус», http://www.larus-vuokatti.com/; «Капитан Поло», http://www.captainpolo.ru): наберите в «Гугле» «яхт-школа» или «парусная школа» и пройдитесь по первым страницам, загляните в официальный сайт и почитайте, что пишут об этих школах на форумах и в блогах.

Аренда

Страховка

Яхтинг приравнивается к спорту, поэтому «морская» страховка, как и горнолыжная, например, будет стоить дороже обычной туристической — в среднем €17—20 с человека на наделю.

* Сначала нужно решить, сколько человек будет в команде, — от этого зависит, какую яхту вы арендуете. Простая арифметика: вас набралось шесть человек, значит, потребуется минимум три каюты. Самая маленькая яхта достигает в длину всего 10 футов (чуть больше 3 м) и рассчитана на двоих. Яхта длиной 34—38 футов (до 12 м) с комфортом вмещает 6—7 человек, но при этом нужно уточнять количество кают — яхты такого размера бывают спроектированы и на четверых. Управлять 38-футовой яхтой может один человек, но пара дополнительных рук, безусловно, не помешает, то есть нужен еще хотя бы один член команды, который будет знать, что делать, когда вы гаркнете, заглушая ветер: «Подбери грот!»

Берите те яхты, что поновее, в возрасте от трех лет. Для новичка марка яхты особого значения не имеет. Практически на всех современных суднах установлены указатели направления и скорости ветра, глубины, есть автопилот и чарт-портер — яхтенный GPS-навигатор, который показывает координаты судна. То есть практически «коробка-автомат». На электронной карте отражены все рифы и прочие морские опасности, по ней можно идти по морю, как по трассе. Хотя опытные капитаны отмечают, что, освоившись на море, вы поймете, что лучше обычного компаса прибора нет.

Если вы впервые вышли в море, выбирайте регион, где вы обучались (если, конечно, вы не решили положиться на «чужого» капитана): в акватории, где вам знаком каждый коралловый риф, будет проще ориентироваться.

Есть два способа арендовать яхту:

Простой У вас при себе лицензия или «арендованный» капитан. Вы набираете в поисковике «яхт-чартер», среди тысячи ссылок находите турагентство с романтическим названием «Парус одинокой», звоните и просите специалиста организовать вам яхтенный отдых. Сотрудник агентства предложит вам варианты, обеспечит перелет, страховку, гостиницу, если нужно — трансфер, визы, посоветует регион, время, место тура — в общем, выполнит за вас всю черновую работу. За деньги.

Сложный Все организовать самостоятельно. Хлопот больше, но и экономия приличная. Вам потребуется: знание английского языка, свободное время и немного терпения. Вы снова выходите в сеть и ищете то же самое, но на иностранных сайтах («yachts charter»). Скорее всего, вы снова натолкнетесь на агентства, но после первого же путешествия чартерные компании предложат обращаться к ним напрямую. А за повторное путешествие дадут 5%-ную скидку. Забронировав яхту заранее (скажем, за полгода до поездки), можно скинуть еще 10%. Но больше 15% уже не дадут, даже если вы постоянный и трепетно любимый клиент.

Новичкам лучше всего начать с Турции: виза не нужна, дешевый чартер, гибкое расписание, в гостиницах всегда есть места, нет проблем с «парковкой» яхты, и море спокойное.

Можно рискнуть и подождать «горящих туров»: за две недели до открытия сезона (у каждой компании свои чартерные сроки) агентства сдают в аренду оставшиеся лодки. В этом случае вы гарантированно получите скидку, но и выбирать придется из остатков, которые отнюдь не сладки — не «Беда», конечно, но наверняка старенькое потрепанное судно. Кроме того, в последние две недели могут возникнуть проблемы с авиабилетами, об этом лучше позаботиться заранее.

Выбрав компанию, вы направляете запрос: «Хочу арендовать яхту». Приходит ответ: «Всегда пожалуйста». Присылают договор. Если вы бронируете сильно заранее, оплачиваете сначала 50% стоимости тура, а за три недели до начала путешествия — оставшуюся часть. «Горящая» путевка оплачивается сразу. Агентство присылает крю-лист — подтверждение тура и список команды на фирменном бланке с печатью, и с ним вы идете в посольство получать визу. К этому моменту нужно иметь на руках билеты и страховку.

Расходы

Аренда парусной яхты в большинстве регионов стоит одинаково. В зависимости от длины, комфортабельности и сезона — от €300—400 (самый бюджетный вариант) до 25 000 (с нанятым экипажем, когда вам не придется даже чай заваривать) на неделю за четырехместную яхту.

Что входит в эту цену?

  • Непосредственно арендная плата за недельный чартер.
  • Депозит — залог, который вы отдаете владельцу яхты на случай мелких поломок. Обычно сумма депозита не превышает трети стоимости чартера. Важно, чтобы яхта была застрахована, тогда ваша ответственность ограничится депозитом на случай порванного паруса, потери якоря, кочерги от лебедки, незначительной поломки мотора, легкого повреждения корпуса. При грамотно оформленной страховке (попросите застраховать не только ваше здоровье, но и депозит) вы сможете вернуть эти деньги в России по прибытии. Если повреждения яхты серьезные — вы налетели на мель, сломали киль или столкнулись с другой яхтой, — начинается расследование: выясняют, кто нарушил, кто кому не уступил. Вы в обязательном порядке проходите тест на содержание в крови алкоголя и наркотиков — причем наказание здесь не менее суровое, чем при вождении авто, вплоть до отмены лицензии. Если расследование покажет, что виноваты вы, придется возмещать ущерб (впрочем, можно застраховаться и от этого, но цена страховки, само собой, увеличится).
  • Не забудьте про визу, билеты и гостиницу — она, скорее всего, понадобится: яхты сдают на время, кратное неделе (чаще всего с субботы по субботу), авиаперелеты могут не совпасть с этим графиком.
  • С Нового года до майских праздников — самые низкие цены в Европе. На Карибах, например, все наоборот, у них в это время осень — разгар сезона. После 9 мая цены начинают ползти вверх, июль-август — самый дорогой сезон (и самая тихая пора на Средиземном море), в сентябре цены снижаются, а в декабре можно купить тур уже за полцены. Подготовьтесь к тому, что будет холодно, ветрено и позагорать точно не удастся.
  • Вы можете арендовать яхту с капитаном. За гонорар в €150 в сутки плюс питание. Также к вашим услугам «бортпроводница», которая будет готовить, стирать и убирать — за дополнительные €120 в сутки.
  • Расходы на еду вообще можно не считать, они незначительные. Особенно если вы готовите сами (в каждой яхте есть камбуз — плита, холодильник, комплект посуды, иногда микроволновка). Впрочем, и в маринах (яхтенных портах), густо «усаженных» трактирами и ресторанчиками, можно перекусить очень недорого. Здесь же заправиться водой и горючим (бак воды €3—9, бак топлива — €1—3), сдать вещи в прачечную. Стоимость стоянки в марине может быть разной в зависимости от уровня курорта: в Турции — €20—60 в день, во Франции — до €200.
  • Цена яхты может зависеть от интерьера кают: некоторые отделаны красным деревом, некоторые — вишней, другие — пластиком (конечно, самый бюджетный вариант).
  • Что касается рыбалки, не стоит тратить деньги на дорогие снасти. Они занимают много места, а в бюджетных яхтах и так тесновато. Крупную рыбу поймать сложно, а всякая мелочь на сковородку ловится на ура обычной удочкой.
  • Некоторую сумму придется потратить на спецобувь. Согласно яхтенному этикету по палубе ходят либо босиком либо в топ-сайдерах (мягких туфлях). Кроме того, вам понадобятся ветровка, теплый свитер, кепка, много сменных маек (одежда на море моментально пропитывается солью).

Детали

Аренда

(чартерные компании)

http://www.rxta.ru/

http://www.lana-tour.ru/

http://www.sail-cruise.ru/

http://salon-travel.ru/

Прежде чем арендовать лодку, подергайте все снасти, проверьте, работает ли двигатель, в порядке ли сантехника. Разверните все паруса — и хотя только опытный капитан сможет понять, обтрепанный парус и на сколько (скажем, на 10 см), подобное поведение зарекомендует вас в глазах сотрудников компании как человека с «серьезными намерениями». Вы можете оговорить заранее, что, если парус порвется, это не ваши проблемы (правда, чаще всего в контракт этот пункт не вносят, договариваются на словах).

Яхту сдают в аренду начиная с 4 часов дня в субботу, вернуть ее нужно в пятницу вечером или в субботу рано утром. Тогда же сотрудники чартерной компании проверяют состояние судна. Яхту вы получаете с полным баком топлива, и вернуть ее надо с полным баком.

Расслабленным отдыхом яхтинг никак не назовешь. Особенно если вы капитан. «Целый день на солнце, голова раскалывается, кажется, что уснешь и не проснешься. Но только ветер подул, вскакиваешь посреди ночи и идешь проверять. Сильный ветер — смотришь, держит ли парус, иногда и сидишь так полчаса-час, наблюдая, не сносит ли. Бдишь, одним словом. Не бывает такого, чтобы завалился и уснул», — рассказывает Илья Андреев, яхтмастер со стажем. Как обычно проходит день на яхте? Утром команда просыпается, завтракает, кто-то идет мыть посуду, кто-то, кому повезло больше, — загорать, а капитан составляет маршрут. Держать штурвал по курсу может любой член команды, даже женщины. По словам Ильи, «они так преображаются, что могут целый день тянуть концы веревок или стоять у штурвала. Хорошеют на глазах. Это вообще лучшая терапия для отношений».

Морская болезнь — серьезная проблема. Иногда от сильной качки не спасают даже суперсовременные средства. Если вас укачивает даже на круизном теплоходе, о яхте не может быть и речи: романтика превратится в пытку.

Впечатления

Игорь, 30 лет: «Люблю этот отдых за необыкновенное чувство общности, которое бывает на яхте. Ведь вы все друг у друга как на ладони — не спрячешься. Философия меняется. Становишься открытым, понимаешь, что утаивать-то по большому счету нечего и не нужно это. Есть морское братство — тебе всегда помогут, спросят с других судов, все ли хорошо, не нужна ли помощь. Люблю за то, что становишься весь просоленный. Сидишь с друзьями на палубе, пьешь пиво, руку себе облизал — и никакой воблы не нужно. А приезжаешь, у тебя шорты так солью пропитываются, что их поставить можно. Каждый раз, когда возвращаюсь, целый год жду, чтобы снова паруса поставить».

Илья, 34 года: «У каждого свое удовольствие: одному на пляже полежать, другому веревки потянуть. За что я люблю яхтинг? Брызги в лицо и ветер… Я никогда не знал, как ветер поет. В трубах он воет, а на море — поет. На яхте ты чувствуешь ветер как нечто живое. Например, причалил, вышел на сушу, и вдруг тебя словно качнуло: ты ощутил заранее, куда ветер дунет. Сидели мы как-то после регаты, 50 человек, в ресторане — все пьют, веселятся, хвастаются друг перед другом. И вдруг я вздрогнул (заметил, что и другой капитан тоже), а через мгновение — порыв ветра».

Олег, 37 лет: «Конечно, это болезнь. Если заболел ею, то все! Забудешь и горные лыжи, и доску для серфа — ничто не приносит такого удовольствия. Моря могу ждать целый год! У тех, кто ходит на яхте постоянно, появляется желание купить свою. Затраты быстро окупятся, это на самом деле неплохой бизнес. Например, большинство яхт, которые сейчас сдаются в аренду, принадлежат частным лицам. Содержание яхты в год — стоянка, ремонт — обходится в среднем в 20% от стоимости. Можно купить яхту в складчину, сдать ее в аренду чартерной компании и договориться, что три недели в году вы ходите на ней в свое удовольствие».