Вагончик тронется

Собираетесь в отпуск в Европу? Планируете не сидеть на одном месте, а вволю поездить по разным городам и странам? У вас есть шанс неплохо сэкономить на приобретении железнодорожных билетов.

Густая сеть, сотканная из тысяч километров стальных рельсов, связывает между собой не только столицы, но и самые маленькие городки Старого Света. Расстояния в Европе сравнительно небольшие, и за 15—18 часов можно легко пересечь несколько стран с одного края континента до другого. Неудивительно, что большинство бегающих по европейским рельсам поездов состоят из 5—10 сидячих вагонов 1-го и 2-го классов с креслами наподобие самолетных. Как правило, состав обслуживает один кондуктор. Он следит за посадкой-высадкой пассажиров, дает сигнал к отправлению и проверяет билеты в пути. Билеты на дневные поезда продаются без указания места в вагоне. На них указывается только направление и срок действия. Предварительное резервирование требуется очень редко, и при посадке можно садиться на любое свободное место или прямо на пол — в Европе (да и во всем мире) это не считается дурным тоном. Так принято поступать, когда сидячих мест не осталось, а ехать хочется. Можно, конечно, перейти в более комфортный вагон 1-го класса. Но билет тогда будет стоить примерно в полтора раза дороже, и экономные европейцы предпочитают ездить 2-м классом. Тем более что подавляющее большинство их поездок по времени занимает не более часа. На первый взгляд кажется, что разобраться в многообразии снующих по железным дорогам Европы поездов не под силу даже самому искушенному путешественнику. А между тем не все так сложно.

Сигарообразные высокоскоростные экспрессы, способные развивать скорость 200—300 км/час, в поездках на большие по европейским меркам расстояния успешно конкурируют с самолетами. Их пассажирам не надо терять время, добираясь до расположенных далеко за городом аэропортов, стоять в очередях на регистрацию и получение багажа. Достаточно просто прийти на вокзал за пять минут до отправления поезда. 150 маршрутов высокоскоростных экспрессов компании TGV (Train a Grande Vittesse, www.tgv.com) связывают крупнейшие города Франции и остальной Европы. Путь от Брюсселя до Лиона занимает 3 часа 40 минут, от Парижа до Женевы — 3 часа 45 минут. Немецкий аналог TGV — поезда системы InterCityExpress (ICE). В Италии ходят Eurostar Italia (ES), в Великобритании — High Speed Train (HST), в Норвегии — Signatur. Международные экспрессы компании Eurostar (www.eurostar.com) доходят от Лондона до Парижа за 2 часа 35 минут, до Брюсселя — за 2 часа 15 минут, из которых 20 минут занимает проезд туннеля под Ла-Маншем. Поезда Eurostar состоят из 18 вагонов — удивительно много по европейским меркам. Среди них: один вагон-люкс, пять вагонов 1-го класса, десять вагонов 2-го класса (556 мест) и два вагона для перевозки автомашин. Быстро развивается система экспрессов Thalys (www.thalys.com), соединяющая Францию с Бельгией (поезда из Парижа в Брюссель идут с интервалом 30 минут и преодолевают 300 км за 1 час 45 минут), Голландией и Германией (Париж — Кельн, 3 часа 30 минут).

Стоимость билетов EuroDomino на пять дней поездок в вагонах 2-го класса по Франции - €250, по Швейцарии — €130, по Германии — €226, по Италии — €213, по Голландии — €93. Тем, кому еще не исполнилось 26 лет, EuroDomino обойдется дешевле примерно на 1/3.

Впрочем, при всей привлекательности высокоскоростных экспрессов не стоит упускать из виду, что проезд в них дороже, чем на любом другом виде поездов. К тому же при поездках на небольшие расстояния и на участках, где экспрессы идут по обычным железнодорожным рельсам, выигрыш по времени может быть совсем незначительным. Но в любом случае комфорт экспрессов — телевизоры и аудиосистемы, междугородние телефоны-автоматы и розетки для ноутбуков — оправдывает потраченные деньги.

Межрегиональные скорые поезда — InterRegio (IR) — движутся со средней скоростью 90—100 км/час и успевают за день пересечь любую европейскую страну и даже несколько стран. Делают очень короткие — не больше трех минут — остановки в крупных и средних городах. В каждой из стран скорые поезда называются по-своему. В Германии и Австрии это Schnellzug, в Голландии — Sneltrein, в Чехии и Словакии — Rychlik, в Испании — Estrella, во Франции — Corail. К категории скорых относятся также поезда InterCity и EuroCity. У этих поездов только один недостаток — они не относятся к разряду самых дешевых.

Дешевые региональные поезда курсируют в пределах одной области или округа на расстояния до 150—200 км и останавливаются буквально у каждого столба. В Голландии их так и называют — Stoptrain. В большинстве расписаний региональные поезда обозначаются как Regional или Regio (R, RB, TRD), хотя встречаются и местные названия: в Чехии и Словакии — Osobni, на Балканах — Putnicki. В некоторых странах Европы есть и региональные экспрессы — RegionalExpress (RE, IRE, RX, TER). В Чехии и Словакии они называются Spesny, в Австрии — Eilzug, в Италии — Diretto. Стоимость билетов на них такая же, как и на обычные региональные поезда. Экспрессы отличаются меньшим количеством остановок, а в пределах даже больших городов останавливаются только на центральных вокзалах.

Пригородные поезда по своей сути это хорошо знакомые нам электрички, хотя по внешнему виду они могут быть очень разными. Не удивляйтесь, обнаружив среди пригородных поездов составы с двухэтажными вагонами или вагоны, от колес по самые крыши расписанные замысловатыми граффити. В крупных городах пригородные поезда включены в систему городского транспорта. Например, в Париже параллельно с метро существует разветвленная сеть поездов RER, на которых можно легко добраться до ближайших пригородов французской столицы, например Версаля и Диснейленда. В пределах города на RER можно ездить по обыкновенным билетам для городского транспорта. В Берлине действует разветвленная система поездов S-Bahn — одинаково удобная и для поездок по городу, и для тех, кто хочет просто и дешево попасть в расположенный неподалеку Потсдам, чтобы побывать в знаменитом дворце Сан-Суси. В Риме электрички Metropolitano (не путайте с метро) связывают город с пляжами Средиземного моря. В Копенгагене пригородные поезда S-Tog полностью заменяют собой городское метро.

Сравнительно редко в Европе встречаются ночные поезда. Их расписание составлено таким образом, что они отправляются в путь после 19 часов и прибывают на конечную станцию в 10—11 часов следующего дня. Ночные поезда бывают скорые и спальные. В ночном скором поезде кроме сидячих есть купейные и спальные вагоны. Проезд в сидячем вагоне возможен по обычным билетам, а вот за место в купе или в спальном вагоне надо доплачивать соответственно €20—30 и €100—200. С учетом этого поездка на немецком поезде NachtZug из Берлина в Париж стоит €110—265, а виды погруженной в сон Европы из окон поездов CityNightLine, связывающих Цюрих с Берлином, Дрезденом, Гамбургом, — от €75 до €255. Спальный ночной поезд делает остановки только по вечерам для посадки пассажиров, а по утрам — для высадки. С полуночи до 5 часов утра ни сесть, ни выйти из спального поезда нельзя.

Зачем платить больше

Покупка железнодорожного билета для поездки по Европе за полную стоимость — не что иное, как свидетельство недостаточно продуманной подготовки путешествия или, другими словами, попросту транжирство. Ведь способов сэкономить на приобретении железнодорожных билетов — великое множество, и каждый без труда найдет для себя самый выгодный.

Предварительная покупка. Знаете ли вы, что при предварительной покупке билетов на высокоскоростные экспрессы Eurostar можно сэкономить до половины их стоимости? Чуть меньшие скидки можно получить, забронировав билеты на поезда TGV или Thalys — это вполне можно сделать на интернет-сайтах компаний. В Германии при заблаговременной покупке железнодорожного билета — даже всего за день до поездки! — положена скидка 10% от его стоимости. Билет в обе стороны, купленный за три дня до поездки, сэкономит вам четверть цены, а если вы озаботитесь приобретением железнодорожного билета более чем за семь дней, можете смело рассчитывать на 40% «премиальных». Еще большие скидки в Германии могут получить путешествующие группой от шести человек — до 60% при покупке билетов за одну неделю до поездки и 70% — за две недели.

Где выяснить детали

Вся Европа: http://www.raileurope.com/

Австрия: http://www.oebb.at/

Бельгия: www.b-rail.be

Великобритания: www.rail.co.uk, http://www.networkrail.co.uk/

Германия: http://www.bahn.de/

Голландия: http://www.ns.nl/

Дания: http://www.dsb.dk/

Ирландия: http://www.irishrail.ie/

Италия: http://www.trenitalia.com/

Испания: http://www.cuerpo8.es/

Норвегия: www.nsb.no

Польша: http://www.pol-rail.net/

Словакия: http://www.zsr.sk/

Словения: http://www.slo-zeleznice.si/

Финляндия: http://www.vr.fi/

Франция: http://www.sncf.com/

Хорватия: http://www.hznet.hr/

Чехия: www.cdrail.cz

Швейцария: http://www.sbb.ch/

Швеция: http://www.inlandsbanan.se/

Шотландия: http://www.scotrail.uk/

Льготные билеты. Школьники, молодежь в возрасте до 26 лет и пенсионеры старше 60 могут приобретать билеты на 20—35% дешевле их стандартной стоимости, а групповые и семейные скидки в большинстве европейских стран выгодны даже путешествующим вдвоем.

Одним из самых дешевых льготных билетов можно считать немецкий билет выходного дня Wochenendeticket или, на английский манер, Happy-Weekend-Ticket. Купив его в кассе всего за €35 (€33 при покупке в автомате или через Интернет), можно отправляться в путешествие по Германии с любым количеством пересадок в компании хоть из пяти человек. Главное, чтобы имена и фамилии всех участников поездки были заранее вписаны в билет. Правда, ехать придется в вагоне 2-го класса и только на пригородных и региональных поездах. Период действия Wochenendeticket — с 0 часов текущих суток (субботы или воскресенья) до 3.00 следующих. Перед посадкой в поезд билет необходимо прокомпостировать.

Аналогичные билеты Lander-Tickets, причем действующие не только по выходным, есть и во многих федеральных землях Германии. Баварский Bayern-Ticket на компанию до пяти человек стоит €29 (€27 при покупке в автомате), действителен в любой день недели с 9.00 до 3.00 следующего дня. За €21 можно купить Bayern-Ticket Single, предназначенный для путешествующих в одиночку. В Мюнхене, Нюрнберге и Аугсбурге Bayern-Ticket дает еще право проезда на городском транспорте. Правила пользования федеральными льготными билетами Lander-Tickets — те же, что и для Wochenendeticket: неограниченное число пересадок и вагоны 2-го класса, но его действие ограничено пределами одной или нескольких немецких земель.

Дисконтные карты. Придуманы для тех, кто ездит на поездах относительно редко и по самым различным маршрутам. Дают возможность приобретать железнодорожные билеты со значительными скидками. Например, немецкая BahnCard25 стоимостью €51,5 (€103 для 1-го класса) позволяет в течение года экономить на билетах 25% их стоимости. Дисконтная карта BahnCard50, стоящая €206 (€412 для 1-го класса), делает поездки по стране вдвое дешевле.

Проездные билеты. Разнообразие проездных билетов в Европе — местных, региональных, национальных и международных — с трудом поддается учету. Они действуют несколько дней подряд или несколько дней по выбору в течение определенного срока, на заранее оговоренное количество поездок по стране, региону или конкретному маршруту. Практически в любом городе есть недельные, месячные или годовые проездные, пригодные для всех видов городского транспорта. Местные проездные на один день обычно стоят €3—7, на три — €7—20.

Региональные железнодорожные проездные стоят дороже. Для тех, кто путешествует по Бельгии, где из центра Брюсселя можно за час добраться до самого удаленного уголка страны, несомненный интерес представляет проездной билет Rail Pass, позволяющий совершить десять поездок между двумя любыми железнодорожными станциями. Стоимость такого билета — €69 и €106 соответственно для поездок в вагонах 2-го и 1-го классов. Срок действия — один год со дня покупки. Rail Pass не регистрируется на определенное имя, поэтому его можно передавать родственникам или друзьям. Перед посадкой в поезд следует заполнить заглавными буквами соответствующую строку в билете: указать дату поездки, станции отправления и назначения. Если вы путешествуете в компании с друзьями по одному билету Rail Pass, количество заполненных строк в билете должно соответствовать числу участников поездки. Будьте внимательны. Вычеркивания или исправления текста не допускаются. В этом случае надо целиком заполнять новую строчку в билете. В Бельгии также удобно пользоваться именным проездным билетом по странам Бенилюкса — Benelux Tourail Pass, рассчитанным на пять дней поездок с любым количеством пересадок в пределах одного месяца.

Проездной EuroDomino. Жители Европы (в том числе и России) могут приобрести туристический билет EuroDomino, позволяющий от трех до восьми дней в течение месяца путешествовать по железным дорогам одной из 26 европейских стран, входящих в систему EuroDomino. Срок действия билета можно разбить на любые возможные комбинации: использовать все дни подряд, по два, по три или каждый день в отдельности. Стоимость билета EuroDomino на пять дней поездок по Франции в вагонах 2-го класса составляет €251, по Швейцарии — €130, по Германии — €226, по Италии — €213, а по Голландии — всего €93. Тем, кому до 26 лет, EuroDomino обойдется примерно на треть дешевле. Однако его наличие не освобождает от доплат за категорию поезда и путешествие на спальных местах.

Билеты EuroDomino можно купить в российских железнодорожных кассах.

Международный проездной InterRail. Система оплаты проезда по железным дорогам Европы InterRail основана в 1972 г. и считается самой выгодной для тех, кто в короткое время планирует совершить много железнодорожных поездок по разным странам. С 1 апреля 2007 г. в системе InterRail действуют новые тарифы, согласно которым стоимость всеевропейского проездного в 1-м или 2-м классе со сроком действия один месяц составляет €809/599. За 22-дневный global ticket придется заплатить соответственно €629/469, за любые 10 из этих 22 дней — €489/359. Дети до 4 лет могут ездить бесплатно, от 4 до 14 лет — за половину цены. Для молодежи до 26 лет стоимость InterRail в вагоне 2-го класса составляет €399 на месяц, €309 на 22 дня и €239 на любые 10 из 22 дней.

В России международный проездной билет InterRail можно купить в некоторых туристических агентствах Москвы и Санкт-Петербурга.