Это надо видеть!

12. Дом Шиндлера, Лос-Анжелес, США (1922)

Выходец из Австрии Рудольф Шиндлер построил этот дом для собственных нужд, однако спроектировал его как жилище для двух семей с общей кухней. Другой особенностью здания стала размытая граница между интерьером и экстерьером. Эта революционная идея получила развитие в следующих работах австрийца (на его счету более 400 проектов, 150 из них реализованы), которого считают родоночальником калифорнийской архитектурной школы. Открыто круглый год со среды по воскресенье (т. +1 32 3651 1510; www.makcenter.org)

13. Вилла Майреа, Ноормаркку, Финляндия (1939)

При строительстве этого дома великому финскому архитектору Альвару Аалто была предоставлена полная свобода. Он не преминул ей воспользоваться и соединил в одном проекте, казалось бы, несоединимые вещи: финскую национальную, классическую и модернистскую традиции. Связующим элементом между ними стали любимые Аалто природные материалы. Посещение по записи (т. +35 81 0888 4460; www.alvaraalto.fi).

14. Храм света, Осака, Япония (1989)

За это здание японский архитектор Тадао Андо получил в 1995 году премию Притцкера. От традиционных церквей оно отличается так же, как модернистский особняк — от дворцового комплекса. Стены и крыша культового сооружения сложены из отполированных бетонных блоков и лишены какого-либо декора. Пространство озарено ярким солнечным светом, который пробивается сюда сквозь гигантское крестообразное отверстие в стене, расположенное за алтарем. Посещение по записи (т. +81 7 2627 0071; www.galinsky.com/ buildings/churchoflight).

15. «Стеклянный дом», Нью-Ханаан, Коннектикут, США (1949)

Этот дом Филип Джонсон спроектировал на заре своей архитектурной карьеры, за семь лет до строительства знаменитого небоскреба Seagram Building*. Название коттеджа очень точно отражает его главную особенность — он действительно целиком и полностью (не считая металлического каркаса) построен из стекла, а потому абсолютно прозрачен. Дело не в эксгибиционистских наклонностях архитектора — просто Джонсон был убежден, что красивый ландшафт может успешно заменить собой обычные стены из кирпича или бетона. Усадьба архитектора, умершего в 2005 году, открылась для туристов недавно. Помимо собственно дома, здесь можно увидеть картины и скульптуры работы бывшего хозяина. Посещение по записи (т. +1 20 3594 9585; www.philipjohnsonglasshouse.org).

16. Дом Имсов, Калифорния, США (1949)

Здание, ставшее одним из главных символов современной архитектуры, было спроектировано Рэй и Чарльзом Имс в рамках проекта «дешевое жилье». Дом, состоящий из стальных раздвижных рам, устроен настолько просто, что его сборка заняла всего несколько дней. Впрочем, примечателен он не только своими конструктивными особенностями — именно здесь на протяжении тридцати лет располагалась творческая лаборатория, где чета дизайнеров разрабатывала свои самые знаменитые объекты. Посещение по записи (т. +1 31 0459 9663; www.eamesfoundation.org).

17. Вилла Моллино, Турин, Италия (достроена в 1968)

Этот дом прославился прежде всего благодаря своему эстравагантному хозяину. Карло Моллино был человеком поистине неутомимым. Архитектор и дизайнер мебели, фотограф и писатель, пилот-ас и лыжник — он бесконечно расширял круг своих интересов и менял сферу деятельности. В 1960 году Моллино купил этот дом XIX века, стоящий на берегу реки в его родном Турине, и целых восемь лет работал над реконструкцией, однако жить здесь он так и не стал. Хозяин бывал на вилле лишь наездами и использовал ее главным образом как фотостудию. Ходят слухи, что Моллино, увлеченный мистикой и древнеегипетской мифологией, планировал устроить в доме свою усыпальницу. Посещение по записи (т. +39 1 1812 9868; casamollino@libero.it).

18. Дом Альвара Аалто, Хельсинки, Финляндия (1936)

Дом, который построил отец финского функционализма Альвар Аалто вместе со своей женой Айно, долгое время служил им одновременно и жилищем, и студией. Работа и досуг были разделены на конструктивном уровне: под офис выделено отдельное крыло, сложенное из кирпича, выкрашенного белой краской; для жилой части архитекторы использовали теплое мореное дерево. Внутри — простор, обилие света, простая функциональная мебель, которую выпускала (и продолжает выпускать) основанная Аалто марка Artek. Сейчас дом превращен в музей, где, помимо прочего, хранится необъятный архив архитектора. Открыто ежедневно, кроме понедельника и профилактического перерыва с декабря по январь. Посещение по записи (т. +35 85 0354 1404; www.alvaraalto.fi).

19. Отель «Ле Корбюзье», Марсель, Франция (1952)

Взявшись за проектирование многоэтажного комплекса «Жилая единица», Ле Корбюзье рассчитывал спасти перенаселенный Марсель. Свой устремленный ввысь проект он окрестил «вертикальной деревней». На третьем этаже комплекса, открывшегося в 1952 году, архитектор обустроил гостиницу, которая принимает постояльцев и по сей день. Комнаты с бетонными стенами обустроены по-спартански. Зато на крыше имеется терраса, откуда постояльцы могут насладиться видами города. Кстати, за пребывание в этом памятнике архитектуры просят всего 80 евро в сутки (т. +33 4 9116 7800; www.hotellecorbusier.com)

20. Уиллоу-Роуд, дом 2, Лондон, Англия (1938)

Дом архитектора и дизайнера Эрно Голдфингера в Хемпстэде, где он прожил до своей смерти в 1987 году, справедливо считается одним из лучших образов британского модернизма. Он был построен по образу и подобию английских домов террасного типа XVIII и XIX вв., но с использованием современных материалов. Интерьер сохранился в первозданном виде. Особого внимания заслуживают винтовая лестница, сконструированная датским инженером Ове Арупом, и коллекция современного искусства, включающая работы британской художницы Бриджет Райли и француза Марселя Дюшана. Открыто с 3 марта по 24 ноября (т. +44 01494 755570; www.nationaltrust.org.uk ).