Уикенд в космосе

Похоже, что наземный туризм, пусть даже самый экстремальный, неутомимым путешественникам уже порядком наскучил. В XXI веке хочется чего-то поинтереснее, нежели банальные вояжи по просторам родной Земли. Кажется, что на нашей старушке-планете уже не осталось уголка, куда бы не ступала нога человека. Поэтому искушенные туристы жаждут сегодня космических просторов.

Путевка в невесомость

То, что они туда доберутся, сомнений не вызывает – по крайней мере, у самих туристов и у тех, кто делает на этой невинной страсти немалые деньги. Все предпосылки к тому налицо. Совсем недавно на конференции в Вашингтоне, посвященной кругосветным путешествиям, представители НАСА заявили, что близится эра космического туризма для простых граждан. Причем произойдет это не в отдаленном будущем, а уже к 2010 году. А спустя некоторое время, примерно в 2017-м, появится первая настоящая гостиница на Луне. Об этом сообщил не кто-нибудь, а гостиничный магнат Хилтон. Тридцать с лишним лет прошло с тех пор, как человек ступил на Луну, теперь на спутник ожидается массовый туристический заезд, в который уже вложено свыше 500 миллионов долларов.

Уже сейчас есть фирмы, вполне серьезно предлагающие «космические» путевки. Так, Kinki Nippon Tourist (KNT) – вторая по величине туристическая компания Японии – недавно заявила, что космический туризм станет основной движущей силой туристического бизнеса в XXI веке. И, дабы быть в авангарде этого движения, KNT решила создать в своих недрах новое подразделение, которое целиком сосредоточится на подготовке будущих космических туров. Правда, для начала KNT решила заняться более дешевым космическим туризмом – суборбитальными полетами. Стоить такой тур будет порядка 98 тысяч долларов. В корабле будет всего пять мест, желающих на которые уже более чем достаточно. Если с суборбитальным туризмом дела пойдут хорошо, токомпания намерена пойти дальше и организовывать уже более дорогие орбитальные полеты с проживанием в космическом отеле.

Американская компания InterOrbital Systems (IOS), основная деятельность которой связана с разработкой космических ракет, также намерена заняться организацией космических путешествий для частных лиц. Предполагается, что желающим побывать в космосе, купившим билет стоимостью $ 2 млн, компания сможет обеспечить семидневное пребывание на околоземной орбите, 45-дневную подготовку в космическом центре Калифорнии или Москвы, а также реабилитацию после космического путешествия на Полинезийских островах. При этом будущим клиентам космического туроператора билет обойдется в 10 раз дешевле, чем первому космическому туристу Дэннису Тито, выложившему за свое путешествие в космос $20 млн.

По заявлению основателей IOS Родерика и Ранды Миллирон, первый коммерческий космический полет с двумя пилотами и четырьмя туристами на борту корабля сможет состояться через три года. Причем уже известно имя одной из "космических туристок": первый билет продан 60-летней американке Волли Фанк, инструктору летной школы. В конце 50-х годов прошлого века г-жа Фанк готовилась к участию в космическом проекте Mercury, однако оказалась среди тех, кто остался на земле.

Для подготовки проекта, связанного с космическим туризмом, IOS заручилась поддержкой Чалмерса Гудлина – ветерана ВВС США, пилотирующего сверхзвуковые самолеты. InterOrbital Systems планирует установить свою стартовую платформу на архипелаге Тонга в Тихом океане – либо в море, либо на одном из 170 островов. Разработка космического корабля Neptune Spaceliner, на котором будут путешествовать космические туристы, ведется на заводе ISO в Калифорнии, выпускающем ракетные двигатели и стартовые системы.

Подобные же услуги оказывает и компания Space Adventures. Именно здесь за 90 тыс. долларов можно приобрести путевку в околоземное пространство, включающую шесть суток наземной подготовки и пребывание в космосе, а впридачу еще пару небесно-голубых скафандров, которые после приземления останутся туристу на память. Но вот ждать придется целых два года — столько времени будет создаваться летательный аппарат для туристов. Несмотря на все это, уже набралось около 50 смельчаков, решивших совершить 150-минутное путешествие. Новое транспортное средство под названием Х-34 будет более надежно, чем используемые сейчас челноки, и к тому же куда дешевле.

Порядка 200 тысяч долларов с 62 потенциальных клиентов получила и американская компания Advent Launch Services, обещавшая состоятельным господам полеты на 110-й километр на суборбитальной многоразовой ракете Mayflower.

Тем же, у кого в ближайшее время не найдется достаточного количества денег для космического путешествия, можно обратиться в российскую фирму Atlas Aerospace. За некоторое вознаграждение там можно испытать все прелести космического перелета, не покидая Земли. Фирма предоставляет для этого все необходимое оборудование, оно такое же, как используемое настоящими космонавтами при подготовке к полету: центрифуги, специальные ванны, где имитируется выход в космос, и даже самолет для испытания на невесомость. Так, например, «Полет в невесомости» стоит 2000 долларов, «Выведение корабля на околоземную орбиту» — 2990 долларов, «Орбитальный полет» — 5500 долларов.

Кстати, в Америке особой популярностью пользуется специальная лотерея, главный приз которой — путевка в околоземное пространство. Лотерейные билеты стоимостью 10 долларов распространяются некоммерческой организацией ShareSpace, возглавляемой Олдрином, вторым человеком, ступившим на поверхность Луны. Так что если вы не располагаете крупными суммами, упомянутыми выше, то, возможно, проще съездить в Америку и сыграть в лотерею.

Мало того, в скором времени в документах некоторых выпускников Рочестерского технологического университета (США, штат Нью-Йорк) в графе «Специальность» будет значиться: «Космический туризм». К занятиям по новой программе на факультете гостиничного обслуживания уже приступили первые 20 студентов. Чтобы стать умелыми менеджерами внеземного отеля, им нужно будет освоить такие дисциплины, как механика орбитального полета, экономика, маркетинг плюс технологии упаковки.

Все это пока смахивает на фантастику, однако строительство космических отелей обсуждается давно, и некоторые корпорации строят весьма конкретные планы выхода своей коммерческой деятельности за пределы земного тяготения.

«Звездный» Хилтон или «Дом колхозника»?

Погоня за новизной, стремление все повидать и пережить приведут скоро в космос не только профессионалов, готовых посвятить всю жизнь исследованию ближайших планет, но и обычных туристов, которые пока выбирают между каникулами в Чехии и отпуском в Таиланде. Никакой специальной подготовки посетителям космических отелей не понадобится. Космотуристов не будут мучить в центрифуге и на других тренажерах. Им достаточно будет лишь купить билет и пройти на посадку.

Полеты полетами, но больше всего туристов привлекает возможность пожить в космических гостиницах. Планируется, что сначала появятся маленькие отели человек на 10-20, затем будут строить гостиницы уже на 100 человек. И завершающая стадия освоения космоса – отели на несколько сотен туристов со спортивными залами, казино, бассейнами и прочими развлечениями. Номера будут разными по цене и комфортабельности: от маленьких 4-метровых до огромных с несколькими комнатами. Трудно сказать, удастся ли построить хоть один отель к 2017 году, но кажется, бизнесмены взялись за дело всерьез. Первыми задумались о такой возможности японцы – инженеры строительной фирмы Shimizu. В начале 90-х годов они представили проект орбитального отеля, который разместится в 450 километрах от Земли. Отель напоминает огромную юлу. Вокруг оси высотой 240 метров спроектированы жилые корпуса, рестораны, концертные залы и подсобные помещения, причем жилые корпуса располагаются вдоль кольца диаметром 140 метров. Кольцо вращается вокруг оси, совершая три оборота в минуту, благодаря чему возникает искусственная гравитация. Сила тяжести внутри гостиничных номеров достигнет 70% от уровня земной гравитации. Гости, попавшие в этот летающий дворец, ощутят необычайную легкость в теле. В то же время они смогут спокойно принимать душ и спать, не пристегиваясь к кровати. Всего в такой гостинице можно будет разместить около 100 человек.

Между тем проекты создания космических гостиниц продолжают множиться, причем их количество резко возросло после полета первого космического туриста.