Уикенд в космосе

Среди наиболее «раскрученных» компаний, заявивших о своих намерениях диктовать моду в туристско-архитектурном космическом дизайне, можно назвать компанию Роберта Биглоу Wimberly Allison Tong & Goo.Они заявляют, что к 2017 году смогут полностью оборудовать орбитальный отель на 100 человек, постояльцы которого будут питаться выращенными на месте, то есть в космосе, продуктами, выходить в открытый космос и развлекаться в невесомости. Daimler Chrysler Aerospace предлагает нечто подобное, но уже на 280 человек. А представительница Hilton Hotels Inc. Дженни Датц заявила, что первой космической гостиницей обязательно станет Hilton.

Но не все так однозначно. Существуют мнения, что уровень космического туризма будет далеко не пятизвездочной. К примеру, одна из недавних мировых сенсаций, что российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» и российско-американская корпорация «Мир» (MirCorp) начинают прорабатывать вопрос о создании небольшой коммерческой космической станции, вызывает множество вопросов. В прессе эту станцию, естественно, тут же окрестили отелем, в котором три человека смогут гостить до 20 дней. На самом деле, если это и будет отель, то явно не «люксовый». Станцию предполагается построить на основе космического корабля «Союз». Если роль станции будет играть сам корабль, по-видимому, лететь мало кому захочется. И не только за 20 млн долларов (именно такую сумму предполагается взимать с клиентов), но и за гораздо меньшие деньги. Вполне естественно, когда космонавты в «Союзе» в позе эмбриона летают три дня, но планируемые двадцать – это слишком. Опасения, что космическая гостиница под названием «Союз» по комфорту не будет дотягивать даже до «Дома колхозника», отнюдь не беспочвенны.

Корабли безвоздушного пространства

И все же, несмотря на массу вопросов, ответы на которые мы получим еще нескоро, народ готов рисковать. Чтобы сбылись все грандиозные планы, должны быть выполнены два условия. Во-первых, надо четко знать, найдется ли достаточно желающих, чтобы постоянно заполнять затерянные среди звезд отели. Что заставит туристов регулярно выбираться на космическую орбиту? Конечно же, неземная красота! Отпуск, проведенный на орбите, мог бы стать одним из главных событий в жизни многих людей. Опросы показали, что 60% жителей США, Японии и Германии готовы полететь в космос. Среди тех, кому нет еще и сорока, эта цифра заметно выше: 75%. Треть американцев и половина японцев согласны выложить свое трехмесячное жалование за билет на орбитальную станцию. Наконец, 10-20% жителей этих стран согласны копить деньги целых полгода, лишь бы побывать в космосе. Такой билет (включая стоимость проживания в отеле) обойдется поначалу примерно в 72 тысячи долларов. Эта сумма определена из расчета, что ежегодно отпуск на орбите будут проводить примерно 37 тысяч человек. Когда число туристов увеличится, цены станут заметно ниже.Второе условие. Нынешние космические корабли мало напоминают пассажирские лайнеры, готовые ежедневно доставлять на орбиту новые группы туристов. Должны появиться огромные комфортабельные космические челноки, в которых найдется место сотне пассажиров.

В США разрабатывают проект Venture Star – одноступенчатого челнока, который будет взлетать как ракета, а приземляться как самолет. При стартовом весе в тысячу тонн он сможет доставить на орбиту до 25 тонн груза. Первый его полет намечен на 2010 год. Впечатляет дизайн этого корабля: он напоминает крылатый равнобедренный треугольник, длина и высота которого равны 40 метрам.

Более привычен облик европейского челнока под рабочим названием Hopper. Его стартовый вес 300 тонн, а вес полезного груза 7 тонн, то есть в нем смогут разместиться 100 пассажиров. Этот корабль будет взлетать и совершать посадку горизонтально.

В Японии тоже проектируют пассажирский звездолет. Инженеры фирмы Kawasaki назвали его Kankoo-Maru (Корабль туристов). Этот круглый бескрылый аппарат диаметром 18 метров и высотой 24 метра напоминает капсулу космического корабля. Взлет и посадка вертикальные; приземляется на четыре ноги. В нем разместятся до 60 человек. Стартовый вес 500 тонн. Его создатели планируют не только доставку постояльцев в один из космических отелей, но и трехчасовые экскурсии в космос для всех желающих. Всего два оборота вокруг Земли – и вы будете вспоминать увиденное еще 20 лет! Руководители компании заявляют, что испытания «Корабля туристов» закончатся к 2010 году.

Джефф Безос, основатель одного из самых крупных интернет-магазинов Amazon.com, заключил контракт с молодой сиэтлской компанией Blue Origin на строительство частного космического корабля для суборбитальных полетов. Известно, что бизнесмен в перспективе рассчитывает открыть собственное космическое турагентство, которое, вполне вероятно, займется организацией не только суборбитальных, но и орбитальных рейсов. Сам корабль будет многоразовым, а инженеры Blue Origin намерены приложить максимум усилий с целью снижения стоимости полетов.

По своей функциональности новый комический аппарат будет аналогичен вошедшему в историю кораблю SpaceShipOne американской фирмы Scaled Composites, открывшему эру частного освоения космоса. Напомним, что в 2004 году SpaceShipOne выиграл конкурс Ansari X-Prize, участникам которого необходимо было в течение двух недель совершить два полета на высоту 100 км с двумя пассажирами на борту (или эквивалентным им по массе грузом). Первый запуск SpaceShipOne состоялся 29 сентября, второй – 4 октября.

Кстати, в настоящее время летчик и авиаконструктор Берт Рутан, возглавляющий компанию Scaled Composites, совместно с владельцем медиаимперии Virgin Ричардом Бренсоном планирует строительство корабля SpaceShipTwo. Между тем сам Бренсон уже основал компанию Virgin Galactic, которая в перспективе станет космическим туроператором. Кроме того, Ричард Бренсон намерен создать первый в мире парк частных космических аппаратов. В компании рассчитывают на солидный спрос: ожидается, что в течение 5 ближайших лет за пределы земной атмосферы отправятся не менее трех тысяч астронавтов-любителей. При этом билет в космос обойдется каждому примерно в 200 тысяч долларов США. Реализовать столь амбициозный проект империи Virgin поможет компания Mojave Aerospace Ventures. Они уже заключили контракт на сумму в 14 млн фунтов стерлингов (около 21,5 млн долларов США).

Россия также активно участвует в разработках кораблей подобного типа. В подмосковном Жуковском не так давно презентовали принципиально новый космический аппарат, предназначенный для организации туристических полетов в космос. Аппарат, названный Cosmopolis XXI, или просто C-XXI, был разработан в конструкторском бюро имени Мясищева, сделавшем в свое время легендарный «Буран».

C-XXI представляет собой небольшой аппарат, массой всего 3,5 тонны, рассчитанный на 3 человек – пилота и 2 пассажиров-туристов. Старт корабля будет производиться без помощи ракеты. Вместо нее планируется использовать самолет-носитель М-55 «Геофизика», также разработанный КБ имени Мясищева. Он поднимет C-XXI на высоту 17 километров, после чего космический аппарат отделится от самолета и, запустив ракетный двигатель, уйдет вверх. В течение трех минут C-XXI будет находиться на высоте 101 км – нижней границе космического пространства. В дальнейшем предполагается, что корабль будет вмещать до 6 человек. Общая же продолжительность экскурсии составит от 3 до 4 часов. Стоимость полета будет в пределах 98 тысяч долларов и выше. В том, что клиенты найдутся, создатели C-XXI не сомневаются. На сегодняшний день уже более 100 человек оставили свои депозиты на будущие суборбитальные полеты.

Конечно, все эти планы грандиозны и, на первый взгляд, фантастичны. Кажется, что человек не может выжить нигде за пределами Земли, но это не так. Впереди его ждет много опасностей, но он готов покорить и заселить открывающийся ему бескрайний мир. И хочется верить, что полеты в космос, на Луну или на Марс, а затем вглубь Галактики, скоро станут такой же обыденной вещью, как поездка из Москвы в Санкт-Петербург.