Путеводитель для невест и просто влюбленных

В романтическое путешествие, не говоря уже о свадебном, надо ехать в Португалию. Не желая обидеть итальянскую Верону, обязанную своей популярностью у туристов гению Уильяма Шекспира, все-таки хочется сказать: самые неистовые страсти, самые верные сердца, самые жаркие слова пылали на западной оконечности Иберийского полуострова и всей Европы, в небольшой, но воистину удивительной стране.

Португальский блюз

Неслучайно именно здесь родилось фаду - музыкально-песенный жанр, воплощение любви. Чтобы хоть как-то его классифицировать, иногда используют термин «португальский блюз». Определенная блюзовость в этой музыке присутствует - она напитана грустью, как угодившая под дождь кружевная шаль-мантилья. А непротивление судьбе - один из основных мотивов народных песен. Само название фаду говорит за себя - слово восходит, скорее всего, к латинскому «фатум», что значит «судьба». Хотя далеко не всегда влюбленные готовы покориться року:

Ключевое понятие фаду - «саудади» («saudade»), очень трудное для перевода слово. Это особый род светлой и порой беспредметной грусти, с мотивами одиночества, меланхолии, тоски по родине или любимым. А также трепетного ожидания, томления - не столько по тому, что было, сколько по тому, что еще будет, - своего рода музыкальное «воспоминание о будущем».

«Кропит бессонница ресницы, Стекая на батист щеки. А сердце рвется в небо птицей, Попав в любовные силки...» Фаду «Лишь ты один», автор Талисман

«Для меня лично фаду - это ритуал изгнания внутренней боли, - говорит известная исполнительница Мизия. - В то время как боль, выражаемая фламенко, более внешняя, фаду сокровеннее и склонно показывать скорее шрамы, нежели раны».

Фаду звучит в Португалии везде и всюду: и во время работы, и в часы отдыха. Неизменно исполняется в кафе и ресторанах, причем посетители, если музыка захватила их, готовы забыть и про еду, и про вино, полностью отдаваясь чувству саудади. Специализированные «дома фаду», которых десятки и даже сотни в каждом городе, готовы услаждать слух и туристов, и местных жителей, и взыскательных профессионалов.

Красавица Инес

В жанре фаду четко выделяются два основных направления: лиссабонское и коимбрское. Коимбра, которая прежде всего славится своим университетом, одним из древнейших в Европе, далеко не случайно столь высоко отмечена в народном творчестве. История любви, которая случилась здесь почти семь веков назад, на мой взгляд, куда более трагична и жестока, чем «печальная повесть» о Ромео и Джульетте.

Инфант (наследный принц) дон Педру, сын короля Афонсу IV, без памяти влюбился во фрейлину своей супруги Констанции, гордую и обворожительную Инес де Кастро из кастильского королевского рода. И в 1345 году, спустя девять лет после смерти жены, тайно с ней обвенчался. В результате наряду с законным наследником трона Фернанду, рожденным от Констанции, у принца появились два незаконнорожденных сына и дочь от Инес (один из ее сыновей умер в младенчестве).

Романтическая пара оказалась в самом центре династической интриги: король-отец опасался, что один из сыновей Инес в будущем сможет оспаривать права на престол и спровоцировать гражданскую войну. В итоге королевский совет решил умертвить Инес де Кастро. И когда однажды инфант отлучился на охоту, король самолично прибыл в монастырь Санта-Клара в Коимбре, где Инес укрывалась вместе с детьми. Произошла душераздирающая сцена, красавица и ее дети бросились к ногам короля, умоляя его о пощаде. Тот дрогнул, пообещал сохранить им жизнь, но к вечеру того же дня (7 января 1355 года) под влиянием придворных все же решился на злодейство: наемные убийцы расправились с возлюбленной инфанта.

«Под прозрачной фатой твои губыСловно спелого манго плод, Нам поют золотые трубы, Веселится и пляшет народ». Фаду «Лилия Обидуша», автор Эрнан Каштру

Вот только саму любовь убить не удалось. Два года спустя, заняв португальский престол, Педру I добился выдачи из Кастилии бежавших туда убийц, а в июне 1360 года повелел извлечь тело Инес из могилы, облечь его в царские одеяния, надеть корону, посадить на трон и оказывать королевские почести, включая целование руки. Потом тело торжественно похоронили в королевской усыпальнице в монастыре Алкобаса, над которой воздвигли беломраморный памятник. Когда Педру I умер - это случилось 18 января 1367 года - то, согласно завещанию, его похоронили рядом с Инес.

История этой трагической любви воспета в «Лузиадах» Камоэнса - «португальского Пушкина». И вся цветущая, зеленая красавица Коимбра - живой ее памятник. Вот «Фонтан любви», где так любила отдыхать в сени деревьев красавица Инес с детьми, вот монастырь, где произошло ее роковое свидание с жестокосердным королем, вот четырехзвездная гостиница «Кинта ди лагримас» («Обитель слез»), где, по преданию, и свершилось подлое убийство. Здесь можно поселиться и благодаря воображению совершить путешествие в прошлое, которое накалом своих страстей до сих пор бередит романтическую душу целого народа.

Город невест

Если путешественника смущают трагические тени и он желает мажорных, оптимистических нот, в Португалии на этот случай есть не менее старинный по сравнению с Коимброй «город невест» на севере страны. Это совершенно очаровательный Обидуш, чьи начисто выбеленные дома гордо носят красные черепичные крыши-шляпы, а улицы утопают в море цветов и зеленых насаждений, да еще и гордо опоясанный древней крепостной стеной. Идеальное место для медового месяца - что замечено не сегодня.

Традиция повелась аж с 1282 года, с короля Диниша, который преподнес Обидуш как свадебный подарок своей невесте доне Изабел. Так с тех пор и пошло: португальские монархи и наследные принцы возят сюда на медовый месяц суженых и нареченых.

Город, старая часть которого вымощена средневековым булыжником, настолько богат культурно-историческими памятниками, что этот музей под открытым небом официально объявили «национальным достоянием».

Не хватает сил осмотреть все его достопримечательности - загляните со своей избранницей (избранником) в церковь Пресвятой Богородицы на центральной площади города, и немного посидите там, в прохладной тишине, на легком сквознячке эпохи Возрождения. В 1444 году здесь обвенчали десятилетнего короля Афонсу V с его восьмилетней двоюродной сестрой Изабел. Несмотря на столь скороспелый династический брак, говорят, он оказался на редкость счастливым.

Просто Амалия

Если перелистывать самые яркие страницы, связанные с историей этого музыкального жанра, на них будет запечатлено имя Амалии Родригеш, которую называют «португальской Эдит Пиаф».

Амалия родилась в 1920 году, а петь фаду начала с четырехлетнего возраста. Завораживающее саудади стало смыслом ее бытия, а великолепное мастерство и артистизм катапультировали Амалию в начале 1940-х годов на пьедестал почета как самую популярную исполнительницу песен фаду. После чего, по мере роста ее славы за переделами национальных границ, превратили певицу в настоящую «визитную карточку» страны. В день смерти Амалии в 1998 году вся Португалия оделась в черное: объявили национальный траур. Она стала первой женщиной, прах которой перенесли в португальский Пантеон.

А еще, путешествуя по Португалии, стоит послушать в одном из «домов фаду» песню «Грандола». Ее написал другой известный персонаж «театра фаду» - поэт Жозе Афонсу из Коимбры. При рождении своем «Грандола» (название небольшого португальского городка) особенно-то не прогремела. Но именно эта песня, переданная радиостанцией "Ренашсенса" в ночь на 25 апреля 1974 года, возвестила о «революции гвоздик» - восстании патриотически настроенных солдат и офицеров против почти полувекового авторитарного режима. С тех пор «Грандола» стала своеобразным гимном свободе и независимости.