Милости прошу!

Кстати, тут вас может подстерегать первая ошибка. Практически все эксперты считают, что приводить отрицательную мотивацию («Я работаю больше всех!», «Все остальные в нашем отделе — лодыри и тупицы!» и т.п.) неправильно в корне. Лучше напирать на свои успехи и на то, что положительных результатов будет куда больше, если вы, к примеру, получите возможность ходить на работу два раза в неделю на три часа. Главное — не переусердствовать в хвастовстве, особенно если вы в компании без году неделя, а перечень ваших заслуг невелик, как заячий хвостик. Чувство меры никогда не помешает. Тем более что все боссы поголовно считают (и, надо сказать, вполне обоснованно), что за просто хорошую работу они и платят вам нынешнюю зарплату.

А повышать ее стоит только за очень хорошую работу и, простите за советскую терминологию, за перевыполнение плана и убедительную победу в социалистическом соревновании.

Не стоит давить на жалость и рассказывать шефу, что вам катастрофически не хватает денег на третью шиншилловую шубку. Даже если это сущая правда, лучше все же подойти к вопросу по-деловому и, например, попросить увеличить себе объем работы. А, соответственно, увеличить и вознаграждение. Тем более что даже очень добрый и жалостливый шеф считает, что интересы компании куда важнее ваших личных неурядиц, связанных с нехваткой шуб в преддверии зимнего сезона.

Расписав себя во всей красе, переходите к конкретике. Скажите, что, дабы изображенный вами рай на земле стал реальностью (в данной конкретной фирме), вам бы хотелось получать на столько-то процентов больше. Сделайте паузу и посмотрите на реакцию шефа. Глаза его еще не уползли на затылок? Тогда продолжайте атаку: «И с такого-то числа».

Теперь в принципе должна начаться банальная торговля, про которую ничего интересного сказать просто нельзя. Единственное, о чем надо помнить, — не стоит прибегать к шантажу. Шантаж — это вторая и очень распространенная ошибка.

Дело в том, что если вы решились припугнуть шефа, недвусмысленно намекнув на имеющееся у вас выгодное предложение от конкурентов, будьте готовы, что вам придется на самом деле уволиться. Причем очень вероятно — прямо сейчас. Поэтому либо откажитесь от угроз, либо заранее подготовьте реальные пути к отступлению.

Кстати говоря, эксперты считают, что даже если вы напугали босса и он пошел на выполнение ваших требований, неприятный осадок у него останется стопроцентно. В следующий раз тот же номер не пройдет, да следующего раза, скорее всего, просто и не будет — любой нормальный шеф при любом удобном случае постарается избавиться от работника, который поставил его в неприятное и унизительное положение. Максимум, что можно попробовать сделать — сообщить: у конкурентов за аналогичную работу платят несоразмерно больше.

Психологи считают, что просить прибавки к зарплате и прочих льгот стоит регулярно – раз в 1–2 года.

Если вы собираетесь просить себе новую должность, то будьте готовы предложить адекватную замену себе самой. Потому что шеф наверняка сразу же начнет мучиться сомнениями, а правильно ли это — потерять хорошего работника. И потом — бог знает, каким вы еще будете руководителем отдела. А вот найти сотрудника, который будет так же ловко и быстро, как вы, клеить марки на конверты… М-да, действительно проблема. Закон Мерфи по этому поводу гласит: «Не стремитесь быть незаменимыми. Если вас некем заменить, вы не сможете продвинуться».

Не стоит говорить, что вы обойдетесь компании дешевле, чем приглашенный специалист. Это не аргумент. Большинство топ-менеджеров считает, что дешевый специалист по умолчанию хуже дорогого чужака, которого переманили у конкурентов, переплатив втридорога.

Мягкий эндшпиль

Что может быть результатом ваших усилий? Здесь три варианта.

Первый: вам дали все, что вы просили. Радуйтесь! Но не расслабляйтесь. Пусть вам действительно удалось убедить шефа в том, что настало время повысить ваш социальный или материальный уровень, деньги считать он после этого не разучится. Равно как и жалеть их, словно родных детей. Поэтому он должен быстро увидеть желаемый результат. Или хотя бы ваш кипучий энтузиазм, направленный на достижение этого самого результата.

Второй: вам дали только часть того, чего вы требовали. Но ведь что-то вы все-таки получили? Значит — тоже радуйтесь! Но не забудьте поинтересоваться у босса, когда вы можете вернуться к этому разговору и что именно вы должны сделать для процветания компании, чтобы и все остальные ваши просьбы были удовлетворены. Вы получите конкретный срок и конкретные задачи, а это тоже очень важно.

Третий: вам отказали. Будете смеяться, но это тоже повод для радости! Мир не рухнул, вы ничего не потеряли, мало того, получили неплохой жизненный опыт, устроили себе тренинг по проведению подобных переговоров. А самое главное — услышали от босса не просто «нет», но и — почему именно «нет». Так что теперь вы совершенно точно знаете, над чем вам нужно поработать, чтобы в конце концов добиться своего.