В рост пошла

Итак, это случилось — вам предложили повышение. А значит, настало время испытать, насколько вы способны творить великие дела вместе с вашими новыми подчиненными. О том, как стать хорошим начальником, рассказывает Сабина САФАРОВА.

Боссами, как известно, редко кто становится в одночасье. Если отбросить ряд анекдотичных историй, когда начальственный трон в силу личных обстоятельств приносят в дар или отдают по блату, то, как правило, любому карьерному продвижению предшествует интенсивная работа. С сопутствующей, разумеется, необходимостью подстраиваться к окружающим и налаживать отношения с коллегами. Так что многим начинающим руководителям кажется, что уж с чем, c чем, а с вверенным им коллективом они справятся. По словам же бизнес-консультантов, чуть ли не главная ошибка, которую совершает свеженазначенный начальник, — это восприятие новой позиции в качестве прекрасной возможности блеснуть своими профессиональными навыками. А основная сложность заключается в другом — в способности объединить и правильно мотивировать подчиненных. А значит, первая задача — поскорее забыть о хорошо известной вам игре «я и мои коллеги» и начать игру с принципиально новыми правилами — «я и мои подчиненные».

Приглашенный «варяг»

как стать начальником
как стать начальником

Есть два пути превращения обычного сотрудника в сотрудника руководящего. Либо вас приглашают в новую компанию, либо вы перемещаетесь в кресло начальника, не покидая привычного офисного здания. И в том и другом случае, как всегда, найдутся свои про и контра. Итак, предположим, заманчивое предложение поступило со стороны. Тогда вы оставляете не просто прежнюю позицию, но и свой, уже хорошо знакомый офис, а это всегда связано с дополнительным стрессом. Правда, как показывает опыт, те, кто продвигается по карьерной лестнице в собственной компании и рассчитывает на поддержку родных стен, часто серьезно заблуждаются. Однако мы коснемся этого чуть позже. А пока назовем те реальные минусы, которые поджидают в чужом коллективе варяга.

1 Вы ничего не знаете ни о профессиональных качествах, ни о складе характеров людей, поэтому на первых порах будет сложно адекватно распределять задания. Соответственно, не нужно ничего резко менять в работе коллектива. Разумнее предоставить сотрудникам возможность проявить себя. Только наблюдая и оценивая ситуацию, вы начнете понимать специфику работы этого места и поймете, кого из сотрудников необходимо контролировать, а кому, напротив, можно доверять. Так что не спешите с реорганизациями.

2 Не стоит забывать, что рабочая ситуация кардинально поменялась — не только для вас, но и для всего коллектива. И с точки зрения этих людей, вы, при всей внешней доброжелательности, все-таки прежде всего темная лошадка, что закономерно вызывает на первых порах настороженность. Приходится признать: люди в большинстве своем не любят перемен. И если ваш предшественник не был уж откровенным самодуром и устрашающим монстром, то его замена может восприниматься болезненно. Так что, переступая порог нового офиса, имейте в виду — на адаптацию у обеих сторон уйдет какое-то время.

С теми, кто категорически не готов с вами работать, — расставайтесь. Причем немедленно!

3 Вы можете столкнуться с ситуацией, когда бывший босс, всеобщий любимец, был уволен волюнтаристским решением верховного начальства. И преданные ему сотрудники переносят на вас обиду и раздражение за случившуюся, как им кажется, несправедливость. В этом случае возможно и сопротивление коллектива, особенно если среди сотрудников наметился свой, подстегивающий протестный настрой Гарибальди. Подчиненные могут начать саботировать ваши распоряжения и устраивать мелкие провокации. Приятного, конечно, в такой истории мало, но из нее вполне реально выйти с минимальными потерями. Обращаться к вышестоящим лицам, давить бунт чужими руками — не лучший вариант. После этого вам с коллективом точно будет сложно сработаться. Ваша задача — постараться выделить наиболее мотивированных и занимающих по возможности нейтральную позицию в этом конфликте сотрудников и создать вокруг себя ядро единомышленников. Нелишним было бы выявить и главного повстанца, вызвать его на откровенный разговор и предложить закопать топор войны, начав сотрудничество с чистого листа. Главное, помните — страсти рано или поздно улягутся. Ни один коллектив не может по­стоянно жить в состоянии боевых действий. Если же вам удастся добиться поддержки хотя бы от части сотрудников, вы со временем сможете перейти и к радикальным действиям. И с теми, кто категорически не готов с вами работать и, значит, тормозит тем самым общее дело, придется расставаться.

Невзирая на все сложности, в положении шефа-варяга есть и положительные моменты. Прежде всего вы, как человек со стороны, способны оценить обстановку в коллективе непредвзятым взглядом. У вас нет устоявшихся связей, нет симпатий, что в свою очередь является своеобразным бонусом для сотрудников. Ошибки и просчеты, допущенные ими ранее, более не висят на них тяжким грузом, и они получают новую возможность зарекомендовать себя с лучшей стороны.