Свобода быть на высоте

Безопасность - залог здоровья

Конечно, все люди застрахованы – это входит в оплату тура, – но выполнять меры безопасности должны все без исключения
Конечно, все люди застрахованы – это входит в оплату тура, – но выполнять меры безопасности должны все без исключения

Сергей Зон-Зам, президент компании «Альпиндустрия» – одной из немногих российских компаний, предлагающих хелиски-услуги, – рассказывает, что обычно организуются недельные групповые туры для 10–13 человек.

В первый день катания обязательно проводится инструктаж, на котором опытные гиды рассказывают о правилах безопасности в вертолете и в горах.

«Очень важно, чтобы группа сработала слаженно и четко выполняла указания гидов, – говорит Сергей. – Все объяснения делаются один раз, а потом, если во время катания у инструкторов появляются дополнительные замечания, они их озвучивают. Если человек отказывается выполнять требования, человек исключается из группы. Горы ошибок не прощают».

Затем каждому участнику выдают все необходимое оборудование: лавинный зонд (датчик), который обнаруживает человека в лавине, лавинную лопату, рюкзак ABS Airbag – специальные «подушки безопасности», которые позволяют попавшему в лавину удержаться на поверхности снежной массы. Наконец, начинаются полеты.

«Все происходит очень быстро, – рассказывает глава «Альпиндустрии». – Все забираются в вертолет (самая лучшая машина для хелиски – Ми-8 МТВ), он поднимается и зависает над маленькими пятачками, куда все по очереди выпрыгивают вместе с оборудованием, как десантники. Высоты, на которые забрасываются лыжники и сноубордисты, у нас примерно 3000– 3800 метров.

Затем вертолет улетает и один из инструкторов первым спускается с горы – проверяет маршрут, предварительно сделав тесты снежного покрова. По рации он передает второму инструктору указания насчет маршрута, и тот выпускает группу по одному. Все едут вдоль линии,обозначенной гидом; отклоняться в стороны можно, но на оговоренное количество метров. Больше – опасно.

«Конечно, все люди застрахованы – это входит в оплату тура, – но выполнять меры безопасности должны все без исключения», – говорит Сергей Зон-Зам.

Когда группа достигает конца маршрута, их там уже ждет вертолет, чтобы опять поднять на гору. Каждый такой подъем-спуск длится от 40 минут до часа. Таким образом в один световой день (а после захода солнца полеты запрещены) можно совершить от 8 до 16 спусков.

В перерыве устраивается живописный ланч с чаем и кофе где-нибудь на вершине горы. Алкоголь не допускается. Вечером – пожалуйста, но если вам еще предстоят спуски, то ни-ни! К слову, перепады высот (от 800 метров до 1500 по вертикали) при фрирайд-спусках такие, что опьянение приходит и без алкоголя.

География хели-ски

В России есть всего несколько компаний, которые делают хелиски-туры
В России есть всего несколько компаний, которые делают хелиски-туры

Успех катания во многом зависит от выбора организации. Профессионалы утверждают, что очень важно выбрать туристическую компанию, в которой направление хелиски существует не один год.

Это будет гарантией того, что в ней работают гиды, которые досконально знают горы, опытные летчики, специализирующиеся на хелиски, и отличная вертолетная компания-партнер.

В России есть всего несколько компаний, которые делают хели-ски туры. Это «Альпиндустрия», «Вертикальный мир» и Русский хелиски-клуб.

Причем регионы катания у всех разные. «Альпиндустрия» предлагает путешествия в Приэльбрусье, Домбай и Архыз – здесь действительно гигантские районы катания, «край непуганного фрирайда», начиная со склонов Эльбруса, высочайшей вершины Европы (здесь обычно высадки производятся на высоте 3800) и заканчивая узкими ущельями и труднодоступными вершинами.

«Вертикальный мир» вывозит в Красную Поляну и на Камчатку (известную своими вулканами), остальные делают туры в самые разные уголки нашей страны и мира: Гренландию, Канаду, Чили, Киргизию, Гудаури.

Есть люди, побывавшие в экспедициях на Аляске, в Новой Зеландии, Чили, Аргентине, Канаде (эта страна, кстати, является родиной хелиски). Не остается в стороне и Европа – хелибординг и хелиски все еще разрешены в Швейцарии, Италии и Швеции. А вот во Франции запрещено. Поэтому местные любители фрирайда вынуждены летать на вертолетах в соседнюю Италию. Альпы, впрочем, практически одинаковые там и там. А самыми лакомыми точками на Земле в плане хелиски являются Гималаи и Аляска.

Где купить тур

Альпиндустрия

Вертикальный мир

Хелиски-клуб