Какова ваша роль?

В служебных отношениях мы нередко помимо собственной воли оказываемся в одной из этих ролей: преследователь, спаситель, жертва… Чтобы избавиться от них, прежде всего необходимо научиться распознавать эти роли. Отличительные признаки и советы.

Она постоянно придирается ко мне, по ее мнению, я все делаю неправильно, – рассказывает 30-летняя Светлана о своем коммерческом директоре. – За что бы я ни взялась, все выходит не так, как она хочет. Мне трудно понять, действительно ли я ошиблась или она просто вымещает на мне свое плохое настроение, – ведь она никогда не говорит конкретно, в чем мои ошибки. К счастью, я всегда могу обсудить ситуацию с коллегой – он очень поддерживает меня».

Кому не знакомы подобные придирки со стороны шефа, выбивающие из колеи на весь день? Кто не испытывал поддержку и сочувствие коллег, которые помогают справиться с ситуацией? Американский психолог Стивен Карпман (Stephen Karpman), специалист по транзактному анализу, называет этот частый тип рабочих взаимо-отношений «драматическим треугольником». Здесь разыгрываются три роли: жертва (Светлана), преследователь (начальница) и спаситель (коллега). Никто не застрахован от такой «игры» – кроме самых мудрых из нас. Часто в служебных отношениях мы, сами того не подозревая, попадаем в одну из этих ролей. Для того чтобы этого избежать, очень важно научиться распознавать роли, которые нам наиболее свойственны.

«Я» во всех его состояниях

Находясь внутри «драматического треугольника», мы выбираем для себя определенную роль, и это может быть связано не только с нашей личной и семейной историей, но и с тем состоянием «я», которое нам наиболее близко в этот момент. Согласно теории транзактного анализа, специалистом по которому является Стивен Карпман, у нашего «я» есть три ипостаси: Родитель, который формируется по образу и подобию родителей, учителей и других значимых фигур нашего детства; Ребенок, «отвечающий» за наши эмоции и творчество, и Взрослый, исследующий и анализирующий мир. Когда наше «я» находится в состоянии Родителя, мы можем подбадривать и опекать окружающих, как спаситель, но можем и критиковать, наказывать, превращаясь в преследователя. Наш Ребенок может вести себя естественно и спонтанно, но существуют и другие варианты: он может бунтовать, становясь преследователем, а может покорно подчиняться, забывая о своих потребностях и принимая роль жертвы. Поэтому иногда так непросто избежать попадания в «драматический треугольник»: существующие в каждом из нас роли идеально подходят для сценария, который разыгрывается внутри него.

Слово и дело

На работе разыгрывание ролей «драматического треугольника» происходит чаще, чем нам этого хочется. К этому подталкивает сама ситуация: кто-то руководит – дает задания, проверяет результаты работы, делает замечания, а кто-то подчиняется – слушает, исполняет. «В любом деле есть «слой работы» и «слой отношений», – объясняет психолог-консультант Борис Мастеров. – «Слой работы» – это обязанности, которые должны выполнять сотрудники любого уровня, «слой отношений» связан с тем, как они взаимодействуют, общаются друг с другом, делая свою работу. Общение в этом случае направлено на получение конечного результата. К примеру, если подчиненный допустил ошибку, начальник может сказать ему об этом и посоветовать, как лучше ее исправить. Это нормальные рабочие отношения. Другой пример: начальник все время вмешивается в работу подчиненных, когда дело того не требует. Здесь уже начинает преобладать «слой отношений». Если коллег не устраивают отношения, они будут постоянно думать об этом и бороться за то, чтобы работать в атмосфере, которая для них комфортна. Переход на этот уровень создает питательную среду для разыгрывания ролей «драматического треугольника».

Преследователь

«Мне не везет с подчиненными, – жалуется Виктор, 38-летний менеджер страховой компании. – Никто из них не способен самостоятельно выполнить даже самую простую работу. Их необходимо постоянно контролировать, подгонять, следить за тем, чтобы они не тратили рабочее время на посторонние дела». Виктор – типичный начальник-преследователь. Такие люди, как он, обычно смотрят на подчиненных свысока, в их голосе постоянно звучат нотки критики, возмущения или пренебрежения. Однако под маской непоколебимого авторитета внутренний монолог преследователя звучит как жалоба.«Преследователь – это человек, который в детстве скорее всего пережил много обид и теперь бессознательно заставляет других расплачиваться за них, – говорит Борис Мастеров. – Например, родители могли часто и несправедливо его критиковать, и в результате у него внутри сформировался так называемый неблагопо-лучный ребенок, который считает себя не очень компетентным, не очень складным, не очень сообразительным. Став взрослым, он компенсирует неблагополучие своего «внутреннего ребенка», занимая родительскую позицию преследователя по отношению к другим людям».Поэтому, когда руководитель критикует вас или придирается, вспомните, что в детстве ему скорее всего часто приходилось быть в роли жертвы и выслушивать от родителей критику в свой адрес. И эти «родительские голоса» звучат в нем до сих пор не только по отношению к окружающим, но и к самому себе. По сути, он является такой же жертвой собственной деспотичности, как и его подчиненные. Самому же преследователю необходимо разрешить себе быть несовершенным, дать себе право на отдых, занятия спортом, общение с семьей. Это позволит ему терпимее относиться к окружающим людям и концентрироваться не на эмоциях по поводу нерадивых коллег, а на том, как лучше организовать работу.