Искусство быть начальником

Мечты сбылись – вы начальник. Новая должность, новые идеи, масса энтузиазма… Но постепенно вы понимаете, что сказка кончилась, а аврал остался. Вы работаете с 9 утра до 9 вечера, но это не спасает. О том, как опытные начальники реагируют на подобные ситуации, расскажет статья Владимира Зюзько.

Вы несколько месяцев или лет отработали на должности исполнителя. Всегда стремились делать свою работу на «отлично». Вы великолепно исполняли свои обязанности и знали все нюансы своей работы. Показали прекрасные результаты. В фирме по достоинству оценили ваши заслуги и предложили повышение – должность руководителя. Свершилось, вы – начальник!!!

Вы чувствуете подъем, энтузиазм. Вы искренне хотите, чтобы ваши подчиненные показали прекрасные результаты, поэтому делитесь с ними своим опытом. Но вдруг обнаруживаете, что подчиненные воспринимают вашу заботу, как вмешательство в их работу, они считают, что вы недооцениваете их, вмешиваетесь и мешаете. Они начинают закрываться, уходят от общения.

Руководство ставит вашему подразделению задачу, и вы понимаете, что качественнее и быстрее вас с ней никто не справится. И вам кажется, что лучше самому все сделать, чем целый час объяснять подчиненному, что нужно сделать, а потом еще и переделывать то, что он «наваял».

К вам поступает масса информации извне и масса запросов от подчиненных, ваших руководителей, начальников смежных подразделений, клиентов.… И в какой-то момент вы понимаете, что информации скопилось столько, что вы уже никогда не сможете ее переработать. А конца этому процессу «поступления» не предвидится. Вы работаете с 9 утра до 9 вечера, но это не спасает. Все равно все не успеть. Ситуация начинает выходить из-под контроля.

Более опытные коллеги, друзья, руководители и даже подчиненные начинают давать вам умные советы. Но вы, вместо благодарности, испытываете только раздражение. Накапливается усталость, все начинает валиться из рук. Запас энергии начинает иссякать под непосильным бременем. Усталость переходит в стресс, который сменяется состоянием полного изнеможения.

Знакомая последовательность событий? Существуют 3 способа реагирования на подобные ситуации.

Тактика «страуса»

Он прячет голову в песок. «Все идет, как идет. Все хорошо. Я не один такой. Это случается со всеми, значит, ничего страшного не происходит. Все само собой разрешится, все перемелется».

Он стремится переложить большую часть работы и ответственность на заместителей и толковых подчиненных. А сам уходит с головой в «общественно-полезную» деятельность, предпочитает «рабочие» тусовки реальной работе или переключается на домашние заботы. Такой начальник часто говорит о том, что люди большую часть времени проводят в офисе и массу энергии, времени и внимания направляет на организацию всевозможных праздников и культурных мероприятий, руководствуясь лозунгом «Чтобы люди шли на работу, как на праздник!»

Другой тип «страуса» почти все свое рабочее время уделяет расширению связей и увеличению контактов. Он постоянно в поиске, в офис забегает лишь спросить, как дела. Такой начальник передает свои контакты (часто бесполезные) подчиненным и требует отчета о том, как проведена работа именно с этим клиентом.

Оба типа «страусов» при этом мало интересуются, как все-таки реально обстоят дела в подразделении в целом.

Тактика «дятла»

Он продолжает долбить. Работает теперь с 8 утра до 10 вечера плюс выходные. И считает, что если сегодня он поработает больше, то завтра нагрузка будет меньше. Но завтра все повторяется снова.

Такой начальник любит вмешиваться во все дела. Постоянно дергает людей ненужными вопросами, отчетами, совещаниями. Его работа больше похожа на Броуновское движение, суету и хаос, чем на планомерное движение к выбранной цели. Его девиз: «Качество труда оценивается количеством выжатого пота!!!» Все вокруг должны выкладываться на 200% и «жить на работе».

При этом реальный результат подобной деятельности часто стремится к нулю.

Тактика «совы»

Разумный начальник садится и думает… Думает о том, как с наименьшими усилиями и затратами получить максимальный результат. Как сделать так, чтобы и задачи компании решалась максимально эффективно, и чтобы люди ходили на работу, как на праздник.

Наша история знает очень много «сов».

Например, Генри Форд, который первым начал использовать разделение труда и конвейерную сборку автомобилей. Что позволило в несколько раз снизить цену на автомобиль и, следовательно, сделать его доступным для среднего класса, серийным, а Форду заработать много денег. При этом зарплата рабочих на фабриках Форда была самой высокой в отрасли! Что обеспечивало ему постоянный приток рабочей силы.

Еще одна «сова» придумала делить клиентов (рынки) на сегменты, выбирать целевые и концентрировать ресурсы фирмы именно на них, что позволило получить больший результат при тех же усилиях.

Один руководитель повесил на двери своего кабинета надпись: «Не приносите мне проблемы, приносите мне решения!» Только благодаря этой надписи у него освободилось около четверти рабочего времени.

Эйзенхауэр поделил все дела на важные и срочные, что позволило ему расставлять приоритеты в работе. Он понимал, какие дела он должен делать сам, какие дела можно поручить помощникам и от каких дел можно отказаться вообще.

Возможно, и вы знаете людей, которые умеют собирать вокруг себя дружный коллектив, ставить задачи, мотивировать и организовать работу подчиненных. При этом у них остается масса времени на другие дела, например, поиск новых направлений бизнеса, или на активную общественную жизнь. И несмотря ни на что, остаются бодрыми и веселыми.

Почувствуйте себя мудрой «совой». И станьте не только искусным начальником в офисе, но и начальником собственной жизни.

Комментарии12
HeatSink28.11.08 10:34

Второй день болтается тут эта статья. Сегодня вот ещё одну картинку к ней добавили…

Почему-то на всех картинках wday (и не только) начальники показаны примерно так: пиджачок (костюмчик), блузочка/рубашечка и обязательно в руках папочка или ноутбук.

Этакий "стереотип" начальника. :)

Граждане, читающие wday и эту статью в частности! Скажите, неужто вы сами, являясь начальниками, так выглядете? Или ваши начальники выглядят так же?

ОтветитьРедактироватьУдалить
kotiki28.11.08 12:14

ну а чего, надо было раздолбая в кедах и драных джинсах нарисовать??))

ОтветитьРедактироватьУдалить
HeatSink28.11.08 12:36

Нет, конечно.

Но практически все начальники, которых я знаю, не одеваются так, как на приведённой фотографии. (Даже, более того, я не одеваюсь. И мой руководитель - тоже.)

Офисных "креведок", так одевающихся, видела. Косяки. В банках, например. Но там это - рабочая одежда такая.

Посему, фотка "человека в пиджачке" у меня больше ассоциируется с "планктоном", а не с руководящим составом.

Вы не ответили на вопрос. Вы выглядете так, как люди на фотах к этой статье? (Если "начальница".) Или Ваш начальник выглядит так?

ОтветитьРедактироватьУдалить
pantufle28.11.08 12:52

а у меня есть такие знакомые начальники. Кому-то по-другому нельзя. Кому-то так просто нравится.

ОтветитьРедактироватьУдалить
HeatSink28.11.08 12:57

Интересно, а какая сфера?

ОтветитьРедактироватьУдалить
pantufle28.11.08 13:00

в управлении персоналом, в нефтяных и прочих добывающих компаниях (не в смысле управление персоналом в нефтяных компаниях, а в смысле перечисления), в инвестиционной компании, и даже в IT пару таких знаю.

ОтветитьРедактироватьУдалить
HeatSink28.11.08 13:02

Мы с Вами живём в разных странах… ;)

ОтветитьРедактироватьУдалить
Area17.12.08 18:46

Видимо, Вы работаете в небольшой российской фирме, т.к. в иностранных (тем более) крупных уважающих себя компаниях строго соблюдается принятый во всем мире т.н. дресс-код. И дело не в положении человека - люди, которые многого добиваются своими силами действительно смотрят на жизнь проще, в том числе в одежде, но тем не менее в рабочее время даже они не позволяют себе носить casual (особенно если дело идет о встречах с потенциальными клиентами, крупных сделках и т.д., при чем здесь страховые агенты...?)

Я, как персональный ассистент руководителя одной из крупнейших компаний, работающих в сфере аудита, могу сказать, что как бы ни была тепла атмосфера в компании и лояльно начальство, дресс-код здесь воспринимается как негласное правило. Никому из сотрудников и в голову не придет одеться как-то иначе - сказывается престиж компании и осознание того, что ты являешься ее представителем.

Интересно, а как же Вы одеваетесь на работу?

ОтветитьРедактироватьУдалить
HeatSink17.12.08 18:54

Как я одеваюсь? ;)

Знаете, я вспомнила фразу Эрин Брокович (одноимённый кинофильм, актриса Джулия Робертс). Сейчас попытаюсь воспроизвести её почти дословно… На замечание по поводу одежды (связанное с "дресс-кодом") она отвелила так: "Пока у меня одна задница, а не две, я буду ходить в таких платьях!"

ОтветитьРедактироватьУдалить
Area18.12.08 09:08

=))

ОтветитьРедактироватьУдалить
kotiki28.11.08 12:46

не, я не начальница))

просто довольно много мест, где людям в течение рабочего дня надо ездить на встречи, общаться с клиентами и выглядеть согласно дресс-коду

может, просто, не так много ваших знакомых в таких местах трудятся?

ОтветитьРедактироватьУдалить
HeatSink28.11.08 12:55

Много или не много - не знаю. Всё относительно.

Я заметила, что чем выше положение человека, тем проще и менее вычурнее он одевается. Я знаю владельцев некоторых компаний, которые так точно не одеваются. :)

Хотя им приходится и со своими подчинёнными общаться, и с "коллегами" (так же одевающимися бизнесменами).

А вот удел "поездок на встречи" - это удел "страховых агентов".

Вот так почему-то выходит…

ОтветитьРедактироватьУдалить
Эксперты форума
39 экспертов
Ольга Крайнова
Эксперт по отношениям
Сергей Ланг
Парапсихолог
Оксана Дубровская
Психолог, к.п.н.
Наталия Домбровская
Врач-эндокринолог
Ольга Халикова
Адвокат
Наталия Петрова
Врач онколог-маммолог
Анна Юстус
Врач акушер-гинеколог
Наталья Гусева
Эксперт по отношениям
Иван Муссуров
Врач-стоматолог
Елена Каркукли
Тренер по фейсфитнесу
Алена Ал-Ас
Сексолог
Мехди
Экстрасенс
Злата Ната
Психолог, к.п.н.
Наталья Виргур
Адвокат
Ирина Кузнецова
Адвокат
Вероника Рыжова
Врач-стоматолог
Иван Карасев
Врач-хирург
Ольга Василенко
Сексолог
Валерия Карат
Экстрасенс
Анна Всехвятская
Эксперт по тайм-менеджменту
Илана Юрьева
Актриса
Маргарита Королева
Диетолог
Александра Миллер
Сексолог
Ксения Измайлова
Дизайнер интерьеров
Лолита
Певица
Давит Испирян
Пластический хирург
Анна Сухова
Психолог
Анна Черепанина
Эксперт по финансам
Алена Острогляд
Бизнес-тренер
Евгений Репко
Косметолог
Екатерина Пограничная
Косметолог
Александра Гуреева
Бизнес-тренер
Алексей Голев
Психолог
Мария Ковалева
Дизайнер одежды
Алина Делисс
Писательница
Анна Московцева
Стилист
Алла Спиваковская
Психолог, доктор наук
Анастасия Максимова
Стилист
Татьяна Ашакова
Визажист, стилист

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.