Жизнь после сказки: где сейчас актеры из любимых фильмов

В этом году сразу несколько советских детских картин отмечают юбилеи. Как сейчас живут актеры, которых когда-то зрители полюбили за волшебные образы в кино?

Ксения Рябинкина, Царевна Лебедь, «Сказка о царе Салтане»

Досье:

Родилась 4 сентября 1945 года в Москве в артистической семье, мама А.С. Цабель – артистка балета ГАБТа. Старшая сестра Елена Рябинкина – балерина Большого театра.

Карьера: с 1964 по 1985 год – солистка балета Большого театра, с 1994 по 2005 год – помощник художественного руководителя Кремлевского балета. Снялась в 15 фильмах, среди которых «Сказка о царе Салтане», «Мое имя Клоун», «Московская сага», «Ясновидящая».

Семейное положение: вдова переводчика-синхрониста Алексея Стычкина. Сын – популярный актер Евгений Стычкин, 42 года. Трое внуков.

Картина Александра Птушко вышла на экраны 40 лет назад.

– Я совершенно случайно попала в кино, – рассказывает Ксения Львовна. – Окончила хореографическое училище, первый год работала в Большом театре. Там в тот момент было ужасно скучно: юных балерин поначалу всегда отправляли в кордебалет, где я и танцевала. Как-то пошла в Центральный дом работников искусств посмотреть фильм. После показа ко мне подошла миловидная дама и предложила попробоваться в картину режиссера Александра Птушко. Через пару дней приехала на «Мосфильм». Признаюсь, абсолютно не переживала. Помню, оператор пристально разглядывал меня, а потом сказал: «Решили тебя взять, потому что ты похожа на птицу». Так меня утвердили на роль Царевны Лебедь.

Как в сказке: 55 невероятно красивых платьев
Подробнее
– Все съемки проходили на «Мосфильме» или случались экспедиции?
Ксения Рябинкина

– Почти все снимали на студии в Москве, где один из павильонов превратили в неглубокое, но весьма большое озеро для сцен с Царевной Лебедь. А еще мы выезжали на море. На южном берегу Херсонесской бухты Севастополя был построен сказочный город Гвидона, крепости, церкви с золотыми куполами. Моими партнерами были Лариса Голубкина, Владимир Андреев, Олег Видов. Хорошо помню, что именно во время съемок в экспедиции, 4 сентября, мне исполнилось 20 лет. В местном мореходном училище был выпускной вечер, на который пригласили меня, Голубкину и <a href="/person/nina-doroshina/">Нину Дорошину</a> (она тоже снималась в Севастополе, но в другом фильме). И там мы весело отметили мой день рождения.

– А на море не боялись сниматься?
Ксения Рябинкина

– Когда было спокойно, то я и Видов (играл Гвидона. – Прим. «Антенны») сами сидели на маленьком плоту, изображающем ладью, который по воде тянули на веревке. Но для некоторых сцен сделали кукол. С меня снимали слепок – все лицо, в том числе и глаза, заклеивали, было довольно страшно, в носу трубочки, сидишь – ничего не видишь. Так что в сценах, где поднимаются сильные волны, на плоту не я, а кукла.

– Почему вместо вас фильм озвучивает Нина Гуляева?
Ксения Рябинкина

– Я ведь не профессиональная актриса. Птушко решил, что журчащий тонкий голос Царевны Лебедь получится лучше у Гуляевой. С тех пор я сыграла в 15 картинах и всегда билась за озвучивание, мне это дело нравится.

– Большой театр легко отпустили вас на съемки?
Ксения Рябинкина

– Повезло, что основная работа над фильмом пришлась на лето – время моего отпуска, хотя все равно я в театре отпрашивалась. А вот после выхода фильма меня сразу возненавидели за то, что я захотела стать кинозвездой. Хотя у меня и в мыслях не было оставить балет. Моя мама была балериной, старшая сестра Леночка – тоже. Так что, закончив съемки, решила: все, хватит, совмещать балет и кино сложно. К тому же в Большом мне стали давать сольные партии…Но через четыре года совершенно неожиданно Радж Капур пригласил меня в свой фильм «Мое имя Клоун». Этот индийский актер и режиссер был в то время чрезвычайно популярен в Советском Союзе. Помню, звоню маме, сказать, что буду позже, а она мне: «Тебя разыскивает Радж Капур». Оказывается, он искал актрису на главную роль – циркачки. Сначала пытал счастье в цирке, но никто ему не приглянулся, потом попробовал через «Мосфильм» выбрать кого-нибудь из балетных актрис. Рассказывали, что он остановился на Людмиле Савельевой (она к тому времени уже снялась в «Войне и мире» Сергея Бондарчука), но по каким-то причинам работа не сложилась. Тогда обратились ко мне. Капур cам пришел в театр, посмотрел меня на сцене, а после выступления подошел и сказал, что утверждает на роль.

– После этого пришла международная слава?
Ксения Рябинкина

– «Мое имя Клоун» был безумно популярен в Индии. Знакомые, бывавшие там, говорили, что я в этой стране знаменитость. Мои фотографии печатали на сувенирах, термосах, тарелках. Помню, у стоматолога, к которому я ходила, был такой термос, я умоляла продать его мне, но врач не согласилась. Я и сама знала, что любима в Индии, по письмам, которые охапками приходили из этой далекой страны к нам в Большой театр. Правда, отвечать на них я не имела права. В нашей стране фильма почти никто не видел. Прошел он в каком-то кинотеатре, я на премьере не была. Много лет мечтала посмотреть. Увидела лишь перед распадом Советского Союза: привезли откуда-то видеокассету, а потом я сама съездила в Индию и купила диск. Забавно получилось.

Звезды, которые озвучили мультфильмы и стали прототипами героев
Подробнее
– А ведь после фильма вы почему-то стали невыездной…
Ксения Рябинкина

– Это идиотская история. В Большом постоянно кто-то бывал невыездным. Почему? Подозревали, что человек может остаться за границей. На съемках в Индии я была одна под присмотром переводчиков из посольства, прошла сотни собеседований… И хотя никакого романа там не было, даже флирта с Капуром не случалось, никого не заставила ни на секунду поволноваться за себя, все равно пять лет меня не выпускали за рубеж. А балетная жизнь короткая. Я пошла сначала к руководству Большого, потом посоветовали обратиться на Дзержинку – в КГБ. Позвонила нашему куратору из органов безопасности, он назначил свидание. Долго беседовали, никто мне не предлагал никакого сотрудничества, но вскоре я уже начала выезжать на гастроли.А несколько лет назад еду в машине, и вдруг на мобильник мне звонят из Индии. Спрашивают: «Вы как себя чувствуете, ходить можете?» «Могу», – отвечаю. И мне предложили роль в фильме! Сюжет таков: русская состарившаяся циркачка Марина приезжает в Индию, чтобы в последний раз посмотреть на место, где прошли счастливые моменты ее жизни. Меня спросили, соглашусь ли я играть в инвалидном кресле. Ужаснулась поначалу, но согласилась, потому что очень хотела поехать в Индию. Вот так снялась в эпизоде, сидя в инвалидном кресле, еле живая, разговаривая с сыном Капура, который очень похож на отца. На этот раз диск мне сразу прислали.

– Ваш сын Евгений в детстве занимался танцами и учил английский, но выбрал актерскую профессию. Вы направляли?
Ксения Рябинкина

– Когда сын родился, думала, что станет ученым, как мой папа, или переводчиком, как муж, или врачом, как дедушка. А потом стало понятно, что профессия актера – его. Женя очень способный. Я его с детства брала в театр, он сидел в классе и наблюдал за репетицией, видел спектакли из-за кулис. А когда учился во ВГИКе, то я пришла на экзамен по танцу. Мы решили, что он с партнершей должен танцевать па-де-де из балета «Корсар». И знаете, он абсолютно был похож на артиста балета. Женя, конечно, не все делал правильно, но его внешнее состояние, выправка, руки… Это было здорово и… смешно.

–В итоге вы довольны тем, как сложилась ваша актерская судьба? Вы ведь удачно совместили балет и работу в кино.
Ксения Рябинкина

– Лучшее время в театре было в конце карьеры. А в кино я начала много сниматься, уйдя на пенсию. В 1986-м муж (переводчик Алексей Стычкин. – Прим. «Антенны») нас с сыном Женей отправил отдыхать в киношный санаторий. Там встретили много актеров с Украины, они начали приглашать меня на съемки. Так я сыграла еще в нескольких фильмах: «Допинг для ангелов», «Алмазы шаха», «Игра всерьез». Потом снялась в «Ясновидящей» Ильи Хотиненко, в фильме «Отель «Президент»… Сегодня по-прежнему изредка снимаюсь и руковожу маленькой студией. Раньше бы сказали «самодеятельность», а сейчас это называется дополнительным образованием. Я это умею, и мне ведь надо чем-то заниматься.