Как изменялся идеал женской красоты за 100 лет

Артистки, певицы, танцовщицы…. А чуть позже – медсестры, военнослужащие, работницы заводов и фабрик. В разное время общество диктовало свои идеалы красоты. Но томички и гостьи нашего города им всегда соответствовали.

В архивах Томского областного краеведческого музея хранятся уникальные документы. Например, здесь можно посмотреть фотографии артисток, популярных в начале XX века. В разное время (с 1903 по 1929 год) они приезжали в Томск, на память о чем остались уникальные афиши.

Лея Любошиц – скрипачка и педагог (1911 год). Она училась в Одесском музыкальном училище у Э. Млынарского. Окончила Московскую консерваторию по классу скрипки профессора И.В. Гржимали, продолжила обучение в Бельгии. Концертировала в России и за рубежом. В 1924 году в Париже выступала в концерте в зале Gaveau, на вечере Одесского землячества, благотворительном концерте в пользу Русской гимназии в Париже и других. Сольные выступления состоялись в зале Agriculteurs в 1924 и 1925 годах. В США приехала в 1925 году, жила в Нью-Йорке, с 1927 года – в Филадельфии. Преподавала в Музыкальном институте Кертис. Выступала с симфоническими оркестрами в качестве солистки.

А вот так выглядела Маргарита Агренева-Славянская (1912 г.) – певица. В августе 1912 года «Жизнь Алтая» на своей первой полосе афишировала небывалое для Барнаула событие. Газета сообщала, что по возвращении из пятилетнего путешествия по Англии, Германии, Франции, Швейцарии, Австро-Венгрии, Балканскому полуострову и Европейской России – «проездом в Барнауле! Только два больших концерта!» – выступит капелла Маргариты Агреневой-Славянской. Представляете, сколько поклонников у нее было?!

А это – Е.Е. Тумакова – артистка Киевской оперы (1918 г.). Критики писали о ней: «О «Жрице огня»: «Лучшей исполнительницы для заглавной роли, как г-жа Тумакова, нельзя и желать. У артистки превосходный голос, чистый и звонкий; такие голоса редки у опереточных актрис». «Игра госпожи Тумаковой не похожа на трафаретное исполнение, и публика по достоинству награждала артистку непрерывными аплодисментами».

Еще одна красавица – Анастасия Дмитриевна Вяльцева – русская певица, «королева русского романса». Вся сравнительно недолгая жизнь певицы прошла на виду. После оперетты «Цыганские песни в лицах» к ней пришло признание, ее имя постоянно мелькало на страницах газет. С 1904 года жизнь Анастасии стала постоянной гастролью. Вяльцева покорила Россию, ей рукоплескала вся страна. Для провинциальных городов ее приезды всегда становились праздниками. Вот откуда всероссийская известность певицы, вот зачем ей нужен был тот легендарный вагон и вот откуда те большие деньги, которые она заработала собственным трудом. Ведь тогда не было ни радио, ни телевидения, и когда приезжала в какой-нибудь захолустный город сама Вяльцева – в собственном вагоне, красивая, богатая, с артистами из столицы, – люди валом валили на концерты, платили в три раза дороже обычного, чтобы не только послушать Вяльцеву, но и посмотреть на эту необыкновенную женщину.

Время шло… Социалистический строй в нашей стране внес свои коррективы не только в образ жизни, но и в образ женщины. Теперь прекрасные дамы стали еще и мужественными… Например, вот так выглядела капитан медицинской службы – Пирусская Л.Н. (1943 г.).

Перед вами – портрет Марии Октябрьской – Героя Советского Союза (1940-е годы).

Или еще. Знакомьтесь, работницы Томской трикотажной фабрики (1960-е годы).

Пересмотрите фото своих мам и бабушек! Они не делали селфи и не знали, что такое «крутой лук», но они были прекрасны (без фотошопа, фильтров и пластики)!

Кем бы вы были в 19 веке?