Эксперт

Как найти работу и не нарваться на мошенников

Поиски работы в кризис становятся особенно актуальными. Этим пользуются недобросовестные работодатели и агентства по подбору персонала. Как узнать, что вас пытаются ввести в заблуждение? Разбираемся в схемах мошенничества.

Все работы хороши

Есть вакансии, при устройстве на которые обманывают чаще всего.

Сотрудник в офис. Эти объявления размещают в газетах и журналах в разделе «Без определенных навыков». Текст выглядит примерно так: «На постоянную работу в офис требуются мужчины и женщины от 18 до 55 лет. Заработная плата высокая. Опыт и образование значения не имеют. Полная и частичная занятость, карьерный рост». Скорее всего, речь идет о сетевом маркетинге. Вам дадут телефонную трубку и список клиентов, которых надо обзванивать, предлагая за баснословные деньги сомнительный товар. Разумеется, зарплата будет зависеть от количества сделок.

Надомная работа. Обычно такие варианты находят в интернете, на собеседование соискателя не приглашают, подробности сообщают письменно. Например, вам предлагают делать керамическую плитку, собирать шариковые ручки, варить мыло или шить фартуки. Вариантов множество. Вливаясь в новый проект, вы должны оплатить расходные материалы или пересылку инструкции. А иногда деньги требуют за оформление трудового договора и зарплатной карты. Разумеется, после того как вы отправите сумму, фирма перестанет отвечать на ваши запросы. В лучшем случае придет лаконичное письмо: «Делай как я!»

Торговый представитель. На собеседовании вам сразу предлагают привести с собой еще группу безработных. За каждого новобранца обещают деньги. Кроме того, фирма сулит бонусы – процент от продаж, сделанных новобранцами, которых вы привели. Кстати, и в этом случае могут попросить вложиться в дело, например, купить коробку с образцами продукции. Будьте уверены, это разновидность сетевого маркетинга. Чтобы вернуть свой первоначальный взнос, вы будете пытаться продавать товар, предлагая его прохожим или устраивая поквартирные обходы.

Менеджер по продажам. Торговая компания ищет специалиста со своей клиентской базой. Скорее всего, вас уволят еще до окончания испытательного срока. Все, что нужно фирме, – ваши клиенты. Если они у вас есть, вы наверняка помните, как трудно было завоевать их доверие.

Машинистка. Издательский дом приглашает на работу наборщиц текста. Всем соискателям предлагают напечатать на пробу по несколько глав текста. В результате выясняется, что ни одна машинистка не справилась с тестовым заданием хорошо. Издатель же получает бесплатно набранные тексты. Таким же способом обманывают парикмахеров, визажистов. В рамках конкурсного отбора им предлагают отработать пробный день.