Красная роза для любимого босса

Разговоры разговаривать

Светский разговор с иностранцем в Северной и Центральной Европе не имеет столь важного значения, какое ему приписывается в странах, более открытых для общения (в Средиземноморье, Южной Америке, Африке, государствах Среднего Востока) или странах с большим показателем иммиграции. В последнем случае беседа является наивысшим проявлением искусства общения и дает возможность реализовать успешную межкультурную коммуникацию.

Если вы новый человек в компании, следует быть готовым сделать первый шаг и самому представиться новому коллективу. Кроме того, не следует удивляться тому, что ваши добровольные попытки завязать разговор будут достаточно неловкими. Многие ограничиваются стандартным набором банальных вопросов и ответов.

В большинстве европейских стран сегодня общество де-факто включает в себя элементы множества культур. Тем не менее, в основе своей каждое из этих государств имеет одну исторически доминирующую. Психологические различия между соотечественниками и иностранцами основываются на этнической или расовой принадлежности. Поэтому северные американцы и австралийцы в Европе должны быть готовы к типичным вопросам, цель которых – выяснить, «откуда вы на самом деле».

Разговор будет удачным, если вы затронете темы:

  • Спорта, особенно футбола (если это национальный вид спорта)
  • Путешествий, выходных дней или праздников
  • Последних событий в мире политике и экономики (если вы владеете темой)
  • Работы и специфики профессий

«Раздача» комплиментов до сих пор остается за пределами бизнес-протокола и часто может сопровождаться смущением и неловкостью со стороны, принимающей похвалу. Сотрудникам будет приятно услышать лестные слова со стороны более высокопоставленных лиц, однако шквала эмоций ожидать не следует. Комплименты в ходе знакомства вообще могут быть восприняты с подозрением.

Не следует ожидать, что новый европейский партнер пригласит вас в дом для знакомства с семьей уже на первой встрече или же будет проявлять чудеса гостеприимства, как это делаете вы, принимая гостей. Этого не произойдет, пока собеседник не проникнется к вам настоящим доверием, а на такое требуется время. Европейцы очень щепетильны в вопросах личного времени, частных интересов и дел, семейных в том числе. Поэтому не стоит удивляться, если ваши новые европейские или североамериканские знакомые не сочтут нужным каждый вечер приглашать вас на ужин или пытаться развлечь. Это не значит, что вы им не интересны, просто они считают необходимым позволить вам заняться своими делами.

Пресекайте любые попытки заговорить о:

  • Второй Мировой войне, ее итогах, а также Холокосте (хотя иногда вы можете быть удивлены тем, как открыто и дружелюбно люди комментируют историю)
  • личных вопросах (размере зарплаты, стоимости имущества) с людьми, которых не очень хорошо знаете, особенно если ваш собеседник – бизнесмен.

«Я хочу подарить безвозмездно, то есть даром…»

Процедура подношения даров имеет символическое значение и присутствует во всех культурах. Однако для вручения заветной коробки с большим бантом необходимо улучить наиболее подходящий момент и быть уверенным в том, что ее стоимость и размер вызовут у принимающей стороны исключительно положительные эмоции.

В Европе, как и в Северной Америке, небольшой подарок является знаком вежливости и внимания. Он будет особо уместен, если сотрудничество только начинается. Более существенные преподношения делать не рекомендуется – у европейцев нет такой традиции. Даже если вы просто решили поблагодарить секретаря компании и подарить ему безделушку – такой шаг с вашей стороны не будет ожидаем, но от подарка никто отказываться не будет. Что касается дорогостоящих подарков – накануне сделки они могут быть восприняты с подозрением.

Во избежание неправильного истолкования ваших действий следует избегать вручения солидных презентов «с глазу на глаз». Чем больше и дороже подарок – тем более официальным и публичным должно быть его вручение.

Вы наносите первый визит в фирму ваших европейских партнеров и хотите преподнести владельцам небольшой презент? Наиболее уместны в этом случае ручки и другие офисные принадлежности с логотипом вашей компании. Кроме того, компаньоны будут рады хорошему импортному ликеру.

Если деловой партнер пригласил вас домой на небольшой семейный ужин, не забудьте прихватить небольшой подарок, чтобы выразить свою симпатию почтенному семейству. Презент не должен быть дорогим, иначе он заставит ваших новых знакомых чувствовать себя обязанными. К примеру, хозяйка дома будет рада симпатичному букету цветов (но не красных роз), ей также можно вручить элегантный шелковый шарф.

Шоколад, ликер, марочное вино (лучше красное) или хорошая русская водка также обрадуют семью. Еще один вариант – вручить подарочное издание, рассказывающее о традициях и обычаях вашей страны, или же национальное фирменное блюдо, если, конечно, оно не чересчур экзотично. С британцами в этом плане дела обстоят проще всего. Если вы приглашены на семейный ужин, то приносить с собой дары не принято вообще.

После возвращения из гостей не забудьте поблагодарить хозяев за приглашение – отправьте им небольшую открытку, в которой в нескольких словах выразите свою признательность.

Подарки, за которые вам вряд ли скажут «спасибо»

Существует определенная категория вещей, которым европейцы вряд ли обрадуются. В каждой стране существуют свои «черные списки» запрещенных презентов, в целом же он выглядит так:

  • При выборе букета для бизнес-партнеров стоит помнить, что он не должен включать красные розы, лилии и вереск. Розы в Европе – символ пламенной страсти, преподнесение их может быть воспринято как признание в любви. Лилии европейцы приносят на похороны, вереск – возлагают на могилы.
  • Одежда, парфюм и другие туалетные принадлежности – не самый удачный выбор для подарка. Эти вещи чересчур персональны и угадать, какой именно запах может понравиться человеку, которого вы почти не знаете, очень сложно. А вот шарф можете дарить смело, как для мужчин так для женщин, согласно бизнес-этикету, это вполне приемлемый подарок.
  • Пиво в качестве подарка также вряд ли приведет ваших европейских знакомых в восторг, даже несмотря на то, что многие бренды предлагают пиво отличнейшего качества. Россия в этом плане – исключение. В нашей стране гостя с пивом всегда встречали с распростертыми объятиями, и европейцы не перестают этому удивляться.
  • В Нидерландах, Франции и Бельгии не стоит приносить в гости свое вино. В противном случае хозяин подумает, что вы сомневаетесь в качестве содержимого его винного погреба.