Красная роза для любимого босса

Наш бизнес их глазами

Каков он – российский бизнес глазами европейцев? В чем особенности российской манеры ведения дел, и как ее оценивают наши зарубежные коллеги? Достаточно «пробежать по диагонали» некоторые западные сайты, посвященные России, и становится ясно – Европа «по капле выдавливает» из себя стереотипы, уходящие корнями в советское прошлое. «Товарищ», «коммунизм», «перестройка» – европейцам до сих пор приходится объяснять, что эти понятия уже давно утратили былую актуальность.

В целом «там, у них» принято считать, что особенно ощутимой разницы между русским и европейцем нет. Схожи и наши манеры восприятия многих вещей, и наши устремления и жизненные ценности. Однако стоит узнать русских коллег поближе – и свойственные исключительно нам черты характера обязательно дадут о себе знать. Большинство из них – результат интенсивного влияния коммунистической системы, считают наши западные друзья. Если бы европейцы попытались набросать портрет среднестатистического россиянина, то он мог бы выглядеть примерно так:

  • Считаем себя свободной и независимой нацией;
  • Ничего не делаем, лежим на диване и восхищаемся собственным величием, поскольку уже давно внесли свой вклад в историю, причем немалый;
  • Весьма гостеприимны и имеем манеру кормить гостей «до отвала»;
  • Ради друзей готовы на все, даже отдать последний кусок хлеба. Однако хотим такого же отношения в ответ;
  • Игнорируем правила и равнодушны ко многим вещам. Именно поэтому нас не волнует грязь на улицах, война в Чечне, чрезмерное употребление алкоголя;
  • Очень горды и не хотим ничего слышать о проблемах нашей страны. В любом случае это лучшее место в мире, и вся планета очень скоро в этом убедится;
  • Эмоциональны и скрытны одновременно. Однако эта замкнутость – лишь кажущаяся. Стоит узнать нас поближе, и становится ясно: наш характер – самый настоящий вулкан;
  • Политически некорректны и всегда настаиваем на своем мнении;
  • Неохотно заговариваем с иностранцами на улице, поскольку не очень хорошо владеем английским языком, однако всегда готовы помочь, поскольку иностранцы для нас – весьма необычное явление;
  • Считаем иностранцев очень богатыми и не упустим шанса заработать на них побольше, ведь мы до сих пор руководствуемся коммунистическим принципом – все должны быть равны;
  • Женщины, в особенности пожилые пользуются уважением настолько, что мужчины уступают им место в метро;
  • Мы не расисты. А с удивлением смотрим на иностранцев потому, что они до сих пор для нас в диковинку;
  • Любим водку, но при этом не страдаем алкоголизмом. Просто особая устойчивость к алкоголю позволяет нам выпить большое количество спиртного;
  • Любим похулиганить, но не потому, что тянемся ко всему плохому, а просто любим все необычное;
  • Суеверны, верим в сверхъестественные вещи и вообще тянемся ко всему необычному.

По мнению большинства европейцев, современные российские бизнесмены при ведении дел руководствуются, в первую очередь, принципами профессионализма, прилагая все усилия для того, чтобы заработать доброе имя и репутацию, ведь именно это является основой успешных и долгосрочных отношений с клиентами. При этом в России иностранцам настоятельно рекомендуется избегать каких-либо контактов с официально незарегистрированными фирмами, нелицензированными продавцами, которые для связи оставляют вам только номер мобильного, а также использовать для поиска возможных деловых контактов русские газеты сомнительной репутации. Солидная компания обязательно располагает одним или несколькими офисами в центре города, а также способна указать хотя бы один адрес корпоративной электронной почты. Партнер должен иметь возможность связаться с представителем компании не только по мобильному, но и по городскому номеру, предупреждают западных деловых людей путеводители.

Иностранным бизнесменам, собирающимся в Россию, также сообщается, что принимающая компания обязательно «приставит» к «заграничному гастролеру» сопроводителя, который познакомит с городом, покажет достопримечательности, поможет выбрать комнату в отеле, обязательно пригласит в баню, а затем угостит водкой.

Опаздывать на встречи с русскими коллегами иностранцам не рекомендуется. «Вежливое опоздание» составляет пять минут. Больше 15 минут никто ждать не будет.

Особое терпение зарубежным бизнесменам советуют проявлять при решении в России бюрократических вопросов в государственных инспекциях и службах.

Практика визитных карточек распространена в России достаточно широко. Учитывая тот факт, что телефонные книги доступны далеко не во всех районах города и регионах страны, значение визитных карточек в России трудно переоценить, говорят иностранцы. Своим коллегам, собирающимся нанести визит в нашу страну, они советуют подготовить визитки на русском языке. К сожалению, английским языком более-менее сносно владеет подавляющее меньшинство наших соотечественников.

Также бизнес-путешественникам в Россию советуют принять во внимание тот факт, что телефон и интернет в некоторых уголках страны до сих пор «вне зоны доступа».

Российская бизнес-культура имеет иерархическую систему. Это значит, что у вышестоящих больше полномочий и прав отдавать указания своим подчиненным. Поэтому дело лучше иметь именно с тем, кто непосредственно принимает решения, а не с посредниками.

В России большое значение имеют хорошие личные отношения с деловыми партнерами. Иностранцы считают, что, завоевав наше доверие и хорошее отношение, могут рассчитывать на успешный бизнес. Тем не менее, это не мешает им советовать друг другу практически перед каждой сделкой консультироваться со специалистом по российскому праву.

О чем говорить с русскими коллегами? По мнению европейцев, нам больше всего интересны разговоры про семью, обсуждение последних новостей, фильмов, книг, а также отличий российской культуры от культур других стран. Русские часто говорят образно, используя большое количество метафор, однако это не мешает им быть крайне искренними. Никакой этикет не может помешать им начать расспрашивать вас о вашей личной жизни, порой задавая весьма провокационные вопросы, предупреждают иностранные справочники. Насколько это странно? Наверное, не страннее того, что в качестве подарка русские будут очень рады пиву или водке.