Любовь Орлова: правда и вымыслы сериала

На Первом канале начался показ сериала «Орлова и Александров». Он рассказывает о жизни, пожалуй, самой яркой актрисы нашего кинематографа. Ее популярность настолько велика, что о ней всегда ходило множество слухов. «Антенна» разыскала внучатую племянницу Любови Петровны Нонну Голикову и попросила ее прокомментировать самые распространенные мифы об Орловой. Например, говорят, что…

…семейный союз актрисы с режиссером Григорием Александровым, снимавшим ее в своих фильмах, был фиктивным браком ради искусства.

Комментарий Нонны Голиковой: «Это бред. Между ними были искренние чувства. Почему у них не было детей? Потому что она была умной женщиной. Вспомните ее биографию. Ей было 15 лет, когда произошла революция, а ее родители оказались безработными дворянами. Ей приходилось работать, таскать на продажу бидоны с молоком. Потом гражданская война, голод, репрессии 1930-х годов, которые коснулись и ее – ее первый муж Андрей Берзин был арестован. Потом Великая Отечественная… Какие тут дети? К тому же она была столь счастлива в браке, что ей никого, кроме мужа, не надо было. Она часто говорила: «У меня есть ребенок – Гришенька».

…Орлова была не только любимой актрисой, но и любовницей Сталина.

Комментарий Нонны Голиковой: «Она видела его один раз в жизни! И это длилось ровно 15 минут. (Знакомство состоялось в 1935 году на приеме по случаю 15-летия советского кино, на котором актрисе было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. – Прим. «Антенны».) Что Орлова была любимой актрисой Сталина, это всем известно. Мне Григорий Васильевич рассказывал, что Иосиф Виссарионович очень часто у себя на даче смотрел вечерами хотя бы одну или две части из фильмов с Орловой. Может быть, именно поэтому Любовь Петровна и вела такой замкнутый образ жизни и никогда не бывала на кремлевских приемах».

…Орлова сделала 90 пластических операций.

Комментарий Нонны Голиковой: «Операция была, но всего одна. (Кстати, хирурга Александра Шмелева, который ее проводил, Александров в знак благодарности снял в своем последнем фильме «Скворец и Лира». Был придуман сюжетный ход: во время войны героиня Орловой попадает под бомбежку, и ее оперирует врач в исполнении Шмелева. – Прим. «Антенны».) Меня часто спрашивают: «Как она ухаживала за лицом?» В юности меня это тоже интересовало. Я навсегда запомнила ее совет никогда не пользоваться импортными кремами, а пользоваться нашими. Потому что эти кремы не были напичканы всякой химией, поскольку у нас была слабая химическая промышленность. И я с тех пор пользуюсь только нашими кремами в тюбиках. На основе этих тюбиков Любина косметолог и делала крем для нее. Причем запах у него был (я как-то полюбопытствовала и понюхала эту банку) лекарственный, а не парфюмерный. А что касается макияжа, здесь тоже все было просто: она красила губы, пудрилась и красила ресницы тушью «Ленинградской».

…после революции 15-летняя Люба, чтобы заработать на жизнь, возила из Воскресенска, где жила семья Орловых, на продажу в Москву тяжелые бидоны с молоком. Из-за этого позже суставы на ее руках деформировались, и актрисе предоставляли дублера с красивыми кистями рук, которые показывали в кадре.

Комментарий Нонны Голиковой: «В каком-то случае это правда было, но обычно она просто старалась скрывать руки. Они действительно были деформированы из-за тяжелых бидонов. Поэтому она часто носила перчатки или такие рукава, которые скрывали этот дефект».

…однажды Орлова узнала, что у Александрова на киностудии появилась настойчивая поклонница, к которой он якобы тоже проявлял симпатию. Эта женщина была приглашена по случаю какого-то праздника в дом режиссера и актрисы. Любовь Петровна заранее узнала у общей портнихи, в каком платье гостья собирается прийти к ним, и перед ее приходом обтянула всю мебель в квартире такой же тканью. Соперница была обезврежена.

Комментарий Нонны Голиковой: «Любовь Петровна действительно любила сама обивать мебель тканью. Стеганой обивкой она оформляла спинки кроватей, кресел, даже стенной шкаф был украшен такими элементами. Пуговки, которые закрепляются в углубления, она тоже сама обтягивала тканью, причем ей без конца казалось, что они не того оттенка, и она их все время меняла. Это доставляло ей удовольствие. А история с платьем – полная ерунда. Хотя Орлова на самом деле была ревнива, она никогда не унизилась бы до того, чтобы это было кем-то обнаружено».