Марокко - страна коз-древолазов

Дела духовные

На фоне суетливого неугомонного Марракеша величественно-спокойным показался еще один обязательный для посещения город — Фес, духовная столица Марокко. Даже здешняя медина — исторический центр города — не такая шумная, как в Марракеше. Медина в Фесе, собственно, и представляет собой главный интерес — это сложнейший, не поддающийся европейской логике, лабиринт древнего восточного города, выйти из которого можно только с помощью гида или местных мальчишек, оказывающих услуги проводника за небольшую плату. Фесская медина выглядит так, как она выглядела, наверное, двести лет назад, и даже, пожалуй, пятьсот, то есть признаков современной цивилизации, если не считать банкоматы, здесь нет. Это совершенно средневековые мусульманские трущобы с узкими улочками, которые, как выясняется, играют роль не только тротуаров, но и дорог, где в роли транспорта выступают ослики. В такой обстановке то и дело звучащая из уст местного населения французская речь, причем очень неплохая речь, вызывала у меня подлинное удивление и восхищение. В Марокко, бывшей колонии Франции, обычно используют французский при общении с туристами, а бывает, что и между собой, особенно когда нужно в двух словах решить какой-нибудь технический вопрос. Марокканцы пребывают в странной уверенности, что раз уж французский язык — язык европейский, на нем говорит все неарабское население планеты.

Гуляя по фесской медине и проявляя интерес ко всему нужному и ненужному, я, конечно же, заблудился и потерял из вида проводника. Пришлось обращаться за помощью к местной шпане — за 20 дирхам меня вывели на центральную площадь. Кстати, забыл рассказать: в фесской медине есть кожевенная красильня, куда по традиции водят туристов. Запах там настолько зловонный, что на входе раздают веточки мяты. Так вот прямо скажу, что мята нисколько не спасает положение и выбегаешь оттуда пулей.