MBA - ваш путь к успеху!

В западных странах еще 20 лет назад каждый менеджер твердо знал: чтобы быть востребованным специалистом и хорошо зарабатывать, необходимо получить MBA. В чем состоит магия этих волшебных букв, пытается разобраться WDay.ru.

Когда бизнес-образование только пришло на российский рынок, все было просто и понятно: диплом MBA способен обеспечить своему обладателю престижную работу, белый хлеб, сливочное масло и черную икру сразу после окончания бизнес-школы. Существовало устойчивое мнение: два года усилий по получению заветной степени сторицей окупятся сразу после выпуска.

Пока в России специалисты со степенью Magister of Business Administration были редкостью, так оно и было. Однако, как известно, спрос рождает предложение, и за последние 10-15 лет ситуация на рынке изменилась: теперь работодателей уже не удивишь тремя буквами в резюме. Разные школы предлагают разные варианты бизнес-образования, и, что самое существенное, сильно рознятся по его качеству.

Кому полезен MBA?

Управленцам. В бизнес-школах вас научат эффективно управлять компанией. То есть если вы всю жизнь мечтали стать директором, руководителем, владельцем, то MBA – для вас. MBA не для вас, если вы – специалист в конкретной области и собираетесь и дальше в ней совершенствоваться. В этом случае вам подойдут образовательные программы из вашей профессиональной сферы.

Людям с опытом. Многие программы MBA построены на методе case-study – студентам предлагается описание конкретной проблемы, и ему необходимо разработать пути для наиболее эффективного ее решения. Если вы раньше не сталкивались с подобными ситуациями, то пользы от такого способа обучения будет куда меньше, чем если бы вы, как говорится, пропустили проблему через себя. Во многих бизнес-школах 5-7-летний опыт управленческой работы – необходимое условие для поступления.

Сотрудникам коммерческих организаций. Государственные структуры имеют свою специфику работы, и знания, полученные в бизнес-школе, могут отказаться в них лишними. Для госслужащих существуют свои способы повысить квалификацию – например, в ИПК Госслужбы.

Программы MBA

Можно выделить несколько критериев, по которым делятся программы MBA:

Сроки. Бывают программы длительные (по 2 года), и краткосрочные (год и менее). Причем на престижности и качестве образования сроки не сказываются. Американские школы преимущественно работают по двухгодичной программе, тогда как школы Европы, за редким исключением (Лондонская Бизнес Школа, к примеру, предоставляет учащимся больше свободы в выборе времени обучения), придерживаются одногодичной программы курсов. Между двумя этими подходами есть существенная разница. Американская система дает ученикам больше времени, чтобы определиться с карьерой, сосредоточиваясь на развитии в них способностей к принятию правильных решений, и генерированию идей. С другой стороны, два года в отрыве от работы и без заработка, который может потребоваться на оплату обучения или проживания в чужой стране, заставляет людей, взвесив все финансовые за и против, сделать выбор в пользу европейских программ. Европейская система сродни шоковой терапии. Такие курсы заставляют людей поглощать зубодробительные объемы информации, так как за 12 месяцев студенты должны получить все необходимые знания в концентрированном виде. Несмотря на это, многие абитуриенты MBA высказываются в пользу именно этой, интенсивной системы, ведь она дает возможность быстрее вернуться к работе и, как правило, стоит меньших денег.

Форма обучения. Европейские и американские школы предлагают, в основном, очные формы: студенты год или два целиком посвящают учебе и живут в кампусах при университетах. Российские бизнес-школы предлагают очно-заочный вариант обучения: модулями по несколько дней, в выходные дни и по вечерам. Первый вариант хорош, естественно, погружением в процесс. Однако он и более затратен: перед тем, как поступать на подобную программу нужно позаботиться не только об оплате курса, но и о том, на что жить эти год или два. При втором варианте такая проблема не встает, но и эффективность обучения здесь в очень большой степени зависит от ваших личных усилий.

Специализация. Можно выбирать между общим и специализированным бизнес-образованием. Общие программы предлагаются в большинстве школ и не связаны с конкретной отраслью. Но сейчас активно растет и рынок узкоспециализированных программ MBA: в Бордо есть программа MBA по управлению винодельческим бизнесом, в Абердине – курс в сфере нефти и газа, в Ливерпуле – программа спортивного менеджмента.

Как выбрать школу?

Для начала, составить свой список критериев, исходя из которого вы сможете выбрать нужную программу. Дальше стоит обратиться к рейтингам школ. WDay.ru публикует top 10 ведущих мировых и российских школ (ссылка). Более полные версии рейтингов бизнес-школ можно найти на QS Search and Scorecard для западных школ и на www.allmba.ru для российских.

В конечном итоге у вас должен получится short-list школ, каждая из которых удовлетворяет вашим критериям. В нем должно быть пять позиций: две школы, в которых вы мечтаете учиться, но можете столкнуться с препятствием в виде высокого конкурса. Одну престижную, попасть в которую – посильная для вас задача. И две из числа тех, попасть и учиться в которых у вас есть все шансы. И дальше прицельно работать с каждой из них, выясняя условия приема. Стоит подумать над тем, чего вы хотите от своей программы MBA: где вы хотите начать свою карьеру, где бы вы хотели жить, и каких успехов можете добиться. Попробуйте проанализировать, какие из школ расположены наиболее удачным образом – достаточно ли в этой стране развит тот вид деятельности, которым вы решили заниматься. Главное, не бойтесь задавать вопросы.

Что делать после MBA?

Почти все студенты бизнес-школ имеют представление о том, как употребить полученные знания на пользу себе любимому. Есть и те, кто приходят обучаться по программе MBA, ощущая, что находятся в карьерном тупике, но и они очень скоро обретают уверенность в своих силах и начинают прогрессировать.Есть те, кто видят в бизнес-школе возможность получить ответ на вопрос, что делать дальше. Примером этого может служить россиянка, Юлия Буховская: “Я отправилась в США в 2001 году, чтобы учиться в Stern по программе MBA. Тогда мне хотелось добиться успеха в сфере маркетинга, но, уже в ходе обучения, я сделала выбор в пользу финансов. Сразу после MBA я начала работать в компании BNP Paribas, затем как аналитик-исследователь в двух небольших маклерских конторах, специализировавшихся на долговых обязательствах. Сегодня я работаю аналитиком-исследователем в крупной страховой компании, также специализирующейся на работе с долговыми обязательствами”.