«Медведи-канатоходцы» в Красноярске: номер придумал сам медвежонок!

В Красноярск приехал цирк династии Ивановых, единственных в мире дрессировщиков, которые научили медведей ходить по канату! С этим уникальным номером они объездили весь мир, только в Японии Ивановы выступали 12 раз, побывали в Австралии, Южной Америке, Германии, Китае и многих других странах.

Кто придумал поднять медведей под купол цирка и как удалось научить неуклюжих косолапых ходить по тонкому канату, рассказал Woman’s Day руководитель цирковой программы, представитель знаменитой цирковой династии и заслуженный артист РФ Александр Иванов.

– Александр Михайлович, расскажите, с чего все начиналось?
Александр Иванов (Aleksandr Ivanov)

— Атракцион «Канатоходцы» был создан отцом в 60-е годы, мы достигли определенных успехов и долго думали: а как еще можно заинтересовать зрителя, сделать программу еще интересней? Думали сделать канатаходцем какое-то животное – может, обезьяну или собаку. И вдруг, работая во Владивостоке, 1 мая 1977 года к нам военные моряки приносят медвежонка гималайского. Его звали Чубчик, и с этого Чубчика все началось. Мы с отцом поняли, это судьба! Начали с ним репетировать, но многие не верили, что медвежонок мог стать канатаходцем. Медведь может на дерево легко залезть, но в свободном пространстве высоты они опасаются и даже боятся. Но мы упорно трудились, но по-прежнему никто не верил. Целые комиссии цирковые у нас были и только руками разводили: «Нет, медведь у вас по канату не пойдет». Но через какое-то время, потихоньку, он смог выполнять один трюк, затем другой, и так появились медведи-канатаходцы. Пытались болгарские артисты повторять наши трюки, южно-американские, но как-то у них не сложилось, и до сих пор «Медведи на канатах» остаются единственным аттракционом в мире.

– Программа за это время как-то изменилась, что было раньше?
Александр Иванов (Aleksandr Ivanov)

– Тогда, лет 20 назад, мы были молодые, отчаянные и был момент, когда у нас медведь под купол цирка поднимался без страховки! Высота под ним – 10 метров. Проделывали этот трюк на гастролях и в Южной Америке, Германии, Швейцарии, это было очень рискованно. Сейчас, конечно, во многих номерах выпускаем медведей со страховкой – и зритель переживает, и мы за животных переживаем.

– А кто вообще придумал поднимать мишек на такую высоту?
Александр Иванов (Aleksandr Ivanov)

— Мы готовили к репетиции нового медвежонка, а он был еще пугливым, неподготовленным. Вдруг где-то громко хлопнула дверь, и он, вместо того чтобы убежать за кулисы, побежал на цирковую лестницу, ведущую к канату, мигом забрался наверх и взялся за плечи канатаходца, который в тот момент репетировал. Человек, конечно, испугался, и по инерции сделал несколько шагов вперед, а мишка, больно вцепившись в плечи когтями, пошагал за ним! Потом их шаткая конструкция рухнула, артиста поймали, медвежонка поймали… Так медведь придумал новый трюк, над которым мы даже не задумывались, а он сам нам его подсказал.

– Как отбираете медведей-канатоходцев?
Александр Иванов (Aleksandr Ivanov)

— У зверей, как и у людей, есть определенные способности и навыки: кто-то боится высоты, а кто-то – наоборот, кто-то более способный, кто-то менее. Но сейчас система отлажена так, что мы можем из любого медвежонка сделать канатоходца. Другое дело, что кто-то из них станет лучшим, а кто-то средним. У нас есть мастера высокого класса, а есть медведи, которые выполняют три трюка и выполняют их хорошо, но десять уже не могут. Мы начинаем с преодоления страха высоты – натягиваем канат не выше барьера, который окружает арену цирка. И вот на этой высоте все и делаем. Не так, что мы сразу берем и поднимаем медведя на большую высоту. По полгода, по году с ним занимаемся, и когда медведь осваивается, у него нет никакого стресса, чтобы перейти повыше. Он уже не боится, он знает, как хвататься лапами за канат при потере баланса, как на нем удержаться. Страх проходит, и медведь понимает, что даже если он оступится – он схватится за этот канат, а там мы ему уже поможем.

Как вы воспринимаете своего питомца?