Минус степени: правда о бизнес-школах

Противники современного бизнес-образования считают, что большинство самых неэффективных и неудачных решений за последние 30 лет были разработаны профессорами и академиками ведущих бизнес-школ мира. Генри Минцберг, профессор менеджмента МакГилльского университета в Монреале, утверждает, что бизнес-школы обучают неправильных людей неправильными методами и это приводит к плачевным результатам. Чем же так плох MBA?

В книге «Managers not MBAs», Генри Минцберг, канадский профессор бизнеса и критик степени МВА, написал, что бизнес-школы обучают неправильных людей неправильными методами и это приводит к неправильным результатам. Эта книга, конечно, не тянет на серьезное научное исследование, но «Managers Not MBAs» вполне способна заставить работодателя два раза подумать, прежде чем взять на работу представителя новой волны МВА, не говоря уже о том, чтобы записаться на эти курсы самому.

Объектом атак профессора Минцберга стали традиционные МВА – двухгодичные программы очень популярные сейчас у молодых людей без серьезного опыта работы. Причины такой популярности очевидны: набрать как можно больше знаний до старта серьезной карьеры, потому что потом времени на образование уже не будет. Засада, однако, в том, что серьезное бизнес-образование требует большого опыта практической работы и личностной зрелости. Поэтому, по мнению Минцберга, получается, что учащиеся получают набор аналитических приемов для отдельных бизнес-функций: финансы, операции, маркетинг и информационные технологии, но «не видят за деревьями леса», то есть из-за недостатка опыта оказываются неспособны выстроить целостную стратегию развития компании.

К сожалению, говорит Минцберг, правда заключается в том, что менеджмент – это не наука, не профессия. Это практика, деятельность лидера в конкретной ситуации в определенное время. Менеджмент по определению нельзя преподавать молодым, неопытным людям. Даже слово «преподавать» не подходит для менеджмента. Искусству управлять можно научиться только обладая определенным жизненным опытом, считает он.

Основной упор критики MBA (среди которых не только Генри Минцберг, но и бывший преподаватель London Business School Сумантра Гошал, и Джефри Преффер из Стенфорда) делают на то, что бизнес-образование стало слишком академичным и слишком оторванным от реальной практики делового мира. Профессора включают в свои программы обучения чрезмерно упрощенные модели индивидуального поведения (рациональный, корыстный и чрезвычайно полезный homo economicus) и корпоративного поведения человека (цель фирмы состоит лишь в том, чтобы максимизировать прибыль акционера).

Такие классификации, по мнению Гошала, не имеют никакого практического смысла. Однако это не мешает бизнес-школе с легкостью формировать новые, ни на чем не основанные теории управления, подтвержденные красивыми, изящными, но бестолковыми математическими моделями и эмпирическим анализом, который лишь кажется научным. Таким образом, школы поддерживают столь ценную академическую респектабельность, но по сути это всего лишь показное проявление знаний, но не более того. Апогеем абсурда он называет теории менеджмента, созданные профессорами Harvard Business School: Майклом Дженсеном, который придумал теорию, поощряющую бизнес-школы учить студентов не доверять своим менеджерам, т.к. это единственный способ сделать хорошую карьеру; Михаэлем Портером, чья структура, состоящая из пяти сильных сторон, призывала компании конкурировать не только с конкурентами, но и с поставщиками, клиентами, служащими и государственными чиновниками. Даже с точки зрения обычного здравого смысла, эти теории противоречат любым представлениям о бизнесе.

Для того, чтобы знания, полученные в бизнес-школе, оказались максимально полезными, они должны лечь на уже сформировавшуюся систему ценностей взрослого человека. К сожалению, даже в такой «респектабельной» области, как бизнес-образование, всегда найдутся популисты, упрощающие и перекраивающие реальность ради красного словца. Поэтому не стоит покупаться на артистизм и красноречие преподавателей, развивайте свое критическое мышление!

Enron: история падения.

В качестве примера, подтверждающего их идею, критики современного бизнес-образования любят приводить историю банкротства Enron – в недавнем прошлом одного из лидеров мирового рынка энергоносителей. Топ-менеджмент компании, большинство из которого было счастливыми обладателями степени MBA были уличены в финансовых махинациях, которые привели Enron банкротству в конце 2001 года. После ряда подозрительно успешных сделок, на компанию обратила внимание Федеральная комиссия по биржам и ценным бумагам, и в конце конов дело дошло до обвинений в мошенничестве и торговле инсайдерской информацией, предъявленных высшему руководству Enron.

Дальше история развивалась, как в детективе: менеджмент Enron пытается уничтожить компроментирующие документы, но об этом становится известно ФБР. Федералы берут офисы Enron под охрану. В ходе следствия кончает жизнь самоубийством вице-президент компании Клиффорд Бакстер. Оставшаяся часть верхушки оказывается на скамье подсудимых.

Скандал с Enron имел не только финансовые последствия для 20 000 сотрудников компании. Enron был тесно связан с администрацией Джорджа Буша, финансировал его избирательную кампанию, а после избрания его Президентом, оказывал существенное влияние на энергетическую политику США. Банкротство Enron существенно снизило доверие американцев к Бушу.

Сильный удар этот скандал нанес и репутации одного из крупнейших аудиторских агентств Arthur Andersen: после того, как было доказано, что ее аудитор Дэвид Данкан, кстати, тоже обладатель степени MBA, сознательно закрыл глаза на нарушения бухгалтерской отчетности, она потеряла доверие большинства своих крупных клиентов.

Генри Минцберг считает, что в крахе Enron виновато, прежде всего самоуверенность и беспринципность руководства. Естественно, они не стали такими только потому, что получили MBA. Нет, просто, говорит Минцберг, их преподаватели должны были научить их не только пользоваться инструментами менеджера, но и привить им систему ценностей, с помощью которой можно управлять бизнесом и честно, и эффективно.

По материалам www.e-xecutive.ru и BBC News