MLM: опасности и возможности

Многим соискателям хорошо знакомо сочетание MLM – многоуровневый маркетинг (multi-level marketing). У большинства он ассоциируется с обманом и мошенничеством. WDay.ru решил разобраться в мире бизнеса и сетевых продаж.

Что такое MLM?

mlm бизнес
mlm бизнес

Многоуровневый маркетинг вовсе не синоним мошенничества. Изначально эта маркетинговая стратегия прямых продаж была придумана для того, чтобы обойти посредников, и тем самым снизить стоимость продукции. По этой схеме компании распространяют свой товар через так называемых «независимых партнеров», которые не состоят в штате, а получают свой процент с продажи продукции. Компания предоставляет им товар, который требуется для начала выкупить за собственные деньги, но по цене значительно ниже той, за которую он впоследствии будет продаваться, и рекламные материалы. Затем «независимый партнер» сам находит покупателей и всю полученную выручку забирает себе.

Такую технологию продаж обычно используют компании, занимающиеся производством биологически активных добавок, косметики, бытовой химии, а также некоторые страховщики. То есть те, чья продукция, в основном, ориентирована на женщин, занимающихся домашним хозяйством. И в распространители приходят в большинстве своем дамы из той же среды. Поэтому им гораздо проще найти общий язык со своими покупательницами, рассказав пару историй о том, как «у подруги дочки моей невестки ванна отчистилась после первого применения чудо-порошка, а была вся ржавая - ведь современная молодежь такая бесхозяйственная - не то, что ее мама, которая уже два года мой клиент и всем довольна».

Привлечением новых «партнеров» также занимаются распространители. Чтобы стимулировать их на поиск новых людей, компании, работающие по схеме сетевого маркетинга, разрабатывают дополнительные мотивирующие программы: например, увеличивают размер скидок на распространяемую продукцию, оплачивают транспорт, мобильную связь – в общем, чем выше «независимый партнер» поднимается в пирамидальной структуре компании, тем больше привилегий и бонусов он получает.

Компании, работающие по принципам многоуровневого маркетинга часто сравнивают с финансовыми пирамидами. К этому располагает обязательное требование приобретать «стартовый пакет» или делать какие-то иные вложения в компанию, технологии продаж, используемые «партнерами» и способы привлечения новых сотрудников. В общем, сетевой маркетинг, как любой другой инструмент может использоваться как во благо, так и во вред. Посмотрим на примеры таких компаний.

Купите место в первом марсоходе!

Начнем с печального опыта. Далеко за ним ходить не приходится: в интернете полно историй о том, как соискатель, придя по объявлению «требуется сотрудник в офис, зарплата деньгами», попадал на собрание, где его агитировали купить новое лекарство от рака, место в самолете в Канаду, супертряпку от любой грязи или застраховать свою жизнь, чтобы получить беспроцентный кредит на квартиру.

Таких историй великое множество. Вот одна из них. Ее автор пришла устраиваться на работу по объявлению.

Как выяснилось, к ее визиту успели основательно подготовиться.