На работу как на праздник

«Вся наша жизнь – постоянные стрессы». Расхожее в последнее время выражение. Но так ли страшен черт, как его малюют? И как бороться со стрессом на рабочем месте?

стресс на работе
стресс на работе

Что такое стресс?

Понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье в начале прошлого века. Этим термином он обозначил ответ нашего организма на любой сильный раздражитель из внешней среды. То есть, строго говоря, стресс – это не всегда плохо. Стрессом может стать как страх, так и сильная радость – в каждом из этих случаев организм придет в состояние напряжения, готовности к быстрой и адекватной реакции.

Стресс сам по себе не вреден. Но когда событий, его вызывающих, становится слишком много, наш организм начинает изнашиваться. Поэтому совсем избегать стрессов – значит лишить себя многих ярких событий, но ограничить влияние мелких раздражителей стоит ради собственного здоровья.

Стресс на рабочем месте

Почти каждый взрослый человек проводит на работе большую часть жизни. При этом на рабочем месте потенциальным или актуальным стрессором (фактором, вызывающим стресс) является практически все, даже наше рабочее место может угрожать здоровью. Дискомфорт, который мы испытываем за своим рабочим столом, является причиной многих заболеваний.

Что же может вызвать стресс? Да практически все: шум, запахи, ваша поза, невозможность быстро найти нужный документ, холод, или наоборот духота, освещенность, и даже то, что ваша рабочее место один в один похоже на место вашей соседки. Но с каждым из этих факторов можно и нужно бороться.

Что делать?

Первым делом освободить пространство. Разобрать беспорядок на столе, рассортировать и разложить бумаги, выбросить лишнее, убрать в ящики вещи не первой необходимости. После того как ваш стол приведен в порядок, у вас появляется возможность идти дальше.

Следующий шаг – разобраться с позой, в которой вы проводите большую часть времени. Научные рекомендации по удобной позе достаточно просты: ноги должны опираться на пол под углом 90 градусов, спина прямая, локти на столе. И из этой позы вы должны смотреть на монитор прямо – не опуская и не поднимая головы. Если монитор стоит слишком низко, подложите под него что-нибудь. Еще попробуйте отодвинуть клавиатуру чуть подальше – чтобы вам не приходилось писать тексты на своем животе.

Но даже если ваша поза за рабочим столом на 100% совпадает с этими рекомендациями, просидеть в ней 8–10 часов вы вряд ли сможете. Захочется откинуться, вытянуть ноги, повернуться. Поэтому, организуя свое место, оставьте пространство для маневра. Например, оставьте возможность положить ноги на системный блок. И при этом развернуть монитор и клавиатуру, чтобы не свело шею.

Далее воздух. То, чем вы дышите, напрямую влияет на работоспособность. Понятно, что многое тут зависит не от вас: в здании централизованная система кондиционирования, окна не открываются, или открываются слишком широко, обязательно найдется кто-нибудь, кому все время дует. К сожалению, устроить "свой собственный воздух" вряд ли получится, поэтому проветривание рабочего помещения – это вопрос компромисса.

Во многих рекомендациях по организации рабочего пространства упоминается приятный запах. С одной стороны, такая логика понятна: приятный запах – это элемент комфортной среды, в которой хочется расслабиться. С другой стороны, а действительно ли стоит расслабляться на работе? И еще один аспект: любой, даже самый приятный запах когда-нибудь обязательно надоест. Не вам – так кому-нибудь из коллег. И помните, что многие запахи вызывают головные боли. Так что ничего лучше свежего воздуха в рабочем помещении человечество пока не придумало.

То же касается музыки. Не всякая приятная музыка способствует работоспособности, не всякая музыка понравится окружающим. Так что если вы меломан и без музыки работа – не работа, наушники должны стать обязательным атрибутом рабочего пространства.

Анна Кумачева, мастер фэн-шуй, вице-президент фэн-шуй-центра www.fscenter.ru:

Самые важные условия при организации рабочего места по фэн-шуй таковы. Во-первых, важно, чтобы за спиной человека находилась стена. Это создает защиту и чувство уверенности. Во-вторых, перед собой желательно иметь открытое пространство. Оно создает простор для творчества. Если напротив вашего рабочего места нет свободного пространства, это может блокировать развитие ваших дел. Также нежелательно сидеть рядом с открытыми полками. Их линии создают напряжение в пространстве. Этого не происходит, если полки застеклены или полностью плотно заставлены книгами и папками. Также напряженность могут вносить направленные на рабочее место углы стен или предметов мебели. Этого желательно избегать. Кроме того, рабочее место следует располагать так, чтобы прямо над головой у вас ничего не висело: люстры, балки и прочие подобные вещи тоже могут создавать напряженность.

Немаловажный фактор комфорта в рабочем пространстве – освещенность. И, как и с проветриванием, она не всегда зависит от нас. Хотя можно попытаться кое-что изменить: принести настольную лампу, чтобы сделать искусственный свет более мягким, или закрыть окно листом не очень плотной бумаги (чтобы она пропускала достаточное количество света), если солнце бьет в глаза или в монитор.

И последний штрих – сделайте рабочее место по-настоящему своим. Если позволяют корпоративные правила (а бывают такие корпорации, которые считают, что фотография жены, ребенка и собачки на рабочем столе – признак вашей профессиональной несостоятельности), поставьте на стол какую-нибудь оригинальную мелочь, которая была бы только вашей. Чтобы она напоминала о чем-нибудь приятном или просто радовала глаз. Но даже самые жесткие правила можно обойти: вряд ли кто-то сможет запретить вам пользоваться теми блокнотами или ручками, которые вам нравятся, или книгами, которые вам действительно нужны.

Выбрать момент

Заниматься обустройством рабочего места нужно с соответствующим настроением. Лучше отвести этому занятию такое время, когда вас не будут сильно беспокоить: утром или после окончания рабочего дня. Если вложить душу в это дело, результат будет радовать еще долго.