Нина Гребешкова: «Роль Шурика мечтали получить все»

Вдова Леонида Гайдая была музой и поддержкой супруга-режиссера.

В этом году полюбившаяся гайдаевская комедия празднует полувековой юбилей с момента выхода в кинопрокат. Вдова легендарного режиссера вспомнила времена, когда все только начиналось. Нина Гребешкова рассказала, как создавались образы Труса, Балбеса и Бывалого, и о том, что роль Шурика мечтали получить чуть ли не все актеры Советского Союза.

Нина Павловна, призналась, что в главном герое «Операции «Ы»…» режиссер Леонид Гайдай изобразил себя самого. По ее мнению, Шурик очень похож на ее мужа внешне и манерами.

Например, эти смешные похлопывания (помните, когда Шурик нервничает?). И характером тоже. Герой, с одной стороны, производит впечатление недотепы. А с другой – искренний, честный, порядочный. Это качества, которые Леонид Иович считал положительными. Вообще, каждый режиссер в той или иной степени изображает в героях себя.

Вдова режиссера узнает его даже в женских персонажах! В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» героиня Наташи Селезневой говорит: «Я вся в кино! В искусстве!» – и раскидывает руки. На съемках Леонид показывал, как это нужно выразить, и актриса за ним повторяла.

А как создавались образы Труса, Балбеса и Бывалого? До этого фильма они ведь уже появились в короткометражках «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики».
Нина Гребешкова

Леня не мог жить без газет и журналов, читал их все время, даже когда садился за стол. Говорила ему: «Читать за едой очень вредно!» Он отвечал: «А мне так вкуснее!» В газете «Правда» он обратил внимание на басню про браконьеров Степана Олейника. Помню, спускается с чердака (мы тогда гостили в доме его родителей в Иркутске) и сообщает: «Нинок, я написал сценарий». А надо сказать, что это было после картины «Трижды воскресший», из-за которой Леонид Иович был сильно расстроен. (После того как цензура разгромила гайдаевский фильм «Жених с того света», режиссеру пришлось по рекомендации Пырьева снять «историко-революционный фильм», чтобы себя реабилитировать. — Прим. «Антенны».) Если бы вы знали, как он мучился, работая над ней, как тосковал по комедийным штучкам! И вот приносит с чердака новый сценарий, а он уже написан как режиссерский: «Бежит Балбес, 2 метра. Его догоняет Бывалый, 3 метра. За ними собака, 4 метра. Обратная точка». Спрашивает: «Правда смешно?» И поскольку он был в удрученном состоянии, я соврала: «Очень!» У него-то это все в голове проносилось, а я сказала, только чтобы его поддержать. Но он поверил, и на следующий день мы уехали в Москву. Пришел на «Мосфильм» к Пырьеву с этим листком. Пырьев, как мудрый психолог, поддержал Леню и дал разрешение на съемку. Актера на роль Труса нашли быстро, Георгий Вицин уже снимался в «Женихе с того света». Юрия Никулина, который исполнил роль Балбеса, Леня видел в одном из фильмов. На роль Бывалого сначала пригласили Ивана Любезнова. Тот прочитал сценарий и сказал: «Знаете, я уже в том возрасте, что бегать не могу…» Леня опять к Пырьеву. Тот сказал: «Возьми из Театра киноактера этого толстого, Моргунова. Он молодой, пусть бегает». Так и образовалась троица.

Герои стали народными любимцами и после «Операции «Ы»…» снялись еще в одной картине Гайдая – «Кавказская пленница…».
Нина Гребешкова

Сначала Леня не хотел продолжать фильмы с этими персонажами. Вы не представляете, сколько сценариев приходило! Я спрашивала: «Неужели нет ни одного хорошего?» Он говорил: «Есть, но я устал от этой троицы. Все, что я мог про них сказать, сказал». Но тут ему позвонил Морис Слободской, с которым он был знаком по «Жениху с того света», и говорит: «Я сейчас работаю с Яковом Костюковским, хотим встретиться». Авторы авторитетные, Леонид Иович согласился. Костюковский убеждал, что надо обязательно писать сценарий про троицу, что это золотая жила. Слободской тоже говорил, что это замечательные герои, маски, про которых можно сочинить очень много интересных сюжетов. Леня показал стопку черновиков и сказал: «Для меня это уже отработанный материал». Яша спросил: «А что же вы хотите?» Леонид Иович ответил, что хотел бы снять картину о положительном комедийном герое. И так они стали работать над созданием образа Шурика. Но троица все-таки появилась в новелле «Операция «Ы»…».

Правда ли, что фразу «Я всегда помню, где я была, когда и с кем» героиня позаимствовала у вас?
Нина Гребешкова

Да. Леня, Морис Слободской и Яша Костюковский работали над сценарием у нас дома. Однажды я принесла с рынка антрекоты (мужчин ведь кормить надо), стала их готовить. И вдруг Яша кричит: «Ниночка, можно вас на минутку?» И спрашивает: «У вас бывает, что вы где-то в первый раз, а такое ощущение, что уже здесь были?» Отвечаю: «Нет, Яша, я всегда помню, где я была, когда и с кем». И убежала на кухню к своим котлетам. Слышу: хохочут. Записали эту фразу, а потом услышала ее в фильме.

Кстати, а почему все-таки «Ы»?
Нина Гребешкова

Однажды я спросила: «А почему «Ы»?» Он ответил: «Чтобы никто не догадался!» И эти слова вошли в картину…