Что такое «флексибилизм»

Текущая рецессия грозится перерасти в депрессию, компании ужесточают режимы и требуют от сотрудников максимальной отдачи. Однако в этот кризисный момент британская The Guardian рекомендует не забывать о работе со свободным графиком.

работа со свободным графиком
работа со свободным графиком

Один из способов поднять мотивацию сотрудников и, в конечном итоге, их производительность – гибкий график работы. Дотошные британские ученые доказали, что в большинстве случаев введение гибкого графика для сотрудников только способствует развитию компании.

Британские корпорации уже знакомы с этим правилом не понаслышке. Уже 10 лет как Marks & Spencer, Sainsbury’s и другие крупные компании предоставляют своим сотрудника возможность выбирать время и место для своей работы. Возможность работать в соответствии со своими ритмами сна и бодрствования, сочетать работу и личные дела, планировать свое время так, чтобы чувствовать себя комфортно – это дорого стоит, решили англичане и не ошиблись. Экономическая эффективность такого подхода оказалась ошеломительной.

Теперь этот опыт распространяется все шире. Англичане даже предлагают ввести для него новый термин – «flexibilism», гибкость. Естественно, в основе «флексибилизма» должно лежать доверие работодателя своим сотрудникам. И тем компаниям, которым удается построить отношения с сотрудниками на доверии, еще ни разу не пришлось об этом пожалеть.

Российским компаниям до такой корпоративной политики еще расти и расти. У нас пока еще считается нормой чувствовать вину за то, что просишь сдвинуть свой рабочий день на полчаса, чтобы успеть забрать ребенка из детского сада. А уж о том, чтобы учитывать индивидуальные ритмы сотрудников, речи не идет вовсе. «Мы – коллектив, и делаем одно общее дело», поэтому все должны быть одинаковыми. Конечно, в этой позиции тоже есть своя правда. Люди, работающие в одной компании, действительно слишком во многих вопросах завязаны друг с другом, чтобы позволить им работать, как придется.

Однако в такой позиции заложено отношение к сотрудникам, как к безответственным роботам. Почему-то мало какой начальник считает, что руководит коллективом взрослых и ответственных людей, которые в состоянии организовать свою жизнь так, чтобы в ней было место и эффективной работе, и насыщенной личной жизни. Такой подход требует многого: умения найти нужных людей, создать им условия для работы в то время, когда им удобно работать, а главное – доверия к тем, кого ты собрал в команду. В принципе, хороший менеджер справится с этими задачами довольно легко. Но действительно хороших менеджеров, к сожалению, не так много. Гораздо проще отнестись к своим подчиненным, как к неразумным детям, тем более что начальственный статус к этому располагает. Гораздо проще контролировать каждый шаг своих сотрудников, чем довериться им.

Хотя доказано, что, в конечном итоге, люди начинают вести себя так, как от них этого ждут. Начальник ждет, что его обманут, сорвут сроки, упустят клиента? Когда-нибудь именно так и получится, несмотря на жесткий учет рабочего времени, запрет на распитие чая и распевание корпоративного гимна в начале каждого рабочего дня. Потому что самой главной мотивацией к продуктивной работе по-прежнему остается человеческое отношение, а не бонусы три раза в год, оплаченный фитнес и современный офис класса А. А вместо фитнеса можно купить пару столов для настольного тенниса и поставить их в холле. Получится гораздо дешевле.