Новый сотрудник - гора скучной работы?

На новичка стараются побыстрее свалить всю скучную работу отдела, пока он не разобрался, что к чему в его должностных обязанностях. Как же этого избежать?

Девушка устроилась работать в банк пресс-секретарем. Ей было интересно общаться с журналистами. Однако вскоре руководитель свел круг ее обязанностей до написания и рассылки пресс-релизов и выполнения другой рутины, а говорить с руководством и прессой не давал. Девушка заскучала и уволилась (причем не первая и, как оказалось потом, не последняя). Таких случаев немало. Кто-то готов смириться с тем, что ему поручают выполнять неинтересную работу, кто-то пытается «достучаться» до коллег и руководителей, кто-то увольняется. Что можно предпринять в данной ситуации?

Коллега

Когда в коллективе появляется новый сотрудник, то коллеги пользуются моментом, пока он не вошел в курс дела, и сваливают на него обязанности, которые для них не интересны, или вообще часть своей работы, которую новый сотрудник не должен выполнять. «Новичок имеет представление лишь об общем функционале, — считает Виктория Борисова, консультант по подбору персонала КЦ «Эталон». — А ведь каждая компания и отдельно взятый коллектив имеют свои особенности». В данной ситуации важно не торопиться делать выводы. «Понаблюдайте внимательнее за ситуацией в коллективе. Свою ли работу перекладывают на вас другие сотрудники? Или это работа для всего отдела, — советует Юлия Тафинцева, консультант по управлению персоналом «GBC». — Если это перекладывание чужой работы на ваши плечи, мило улыбнитесь и скажите, что если успеете, то обязательно поможете. А если это задача всего отдела, то можно так же мило спросить, а как обычно такая работа выполнялась до вашего прихода в компанию».

Можно также не отказывать коллеге, но сказать, что выполните его просьбу после того, как сделаете ряд других дел (желательно подробно рассказать, какие задачи для вас считаются сейчас первостепенными). Этим вы дадите ему понять, что если и сделаете то, о чем просит, то это будет не скоро, или вовсе не выполните. Таким образом, вы не испортите отношений с коллегой, но в то же время вам не придется выполнять неинтересную работу. В дальнейшем вы уже освоитесь на новом месте, поймете, что входит в обязанности и сможете смело отказывать коллеге в выполнении поручений.

Очень важно не поссориться с другими сотрудниками, но при этом правильно себя поставить. Часто у новеньких возникают проблемы при адаптации: «Стремясь проявить себя как хорошего, усердного сотрудника и завоевать симпатии коллектива, новичок с двойным рвением принимается исполнять все просьбы и поручения, исходящие не от руководства, а от коллег с равным статусом, — комментирует Виктория Борисова. — Конечно, усердие похвально, но, увы, мало кто выдерживает такую нагрузку долгое время, тем более это может отвлекать от выполнения прямых должностных обязанностей. В таком случае вам надо принять для себя решение говорить твердое «нет» тогда, когда это необходимо. Поверьте, человек, умеющий отказывать, вызывает большее уважение, чем тот, кто этого совсем не умеет. Но не забудьте, что иногда все же стоит откликаться на просьбы коллег: взаимопомощь еще никому не мешала. В здоровом коллективе отношения строятся на сотрудничестве, но не на манипулировании».

Руководитель

«Иногда возникает более сложная ситуация: когда дополнительными обязанностями заваливает руководство», — рассказывает Виктория Борисова. «Если вы чувствуете, что не справляетесь, то об этом обязательно надо уведомить руководителя: это лучше, чем безропотно соглашаться с постоянно увеличивающимся количеством дел и не успевать сделать их качественно. Руководитель не сможет понять, что вам тяжело, если вы сами об этом не скажете. Он поймет это лишь тогда, когда увидит недоделанную или плохо выполненную работу, — считает Виктория. — Чтобы избежать подобной ситуации, не бойтесь показаться недостаточно компетентным или ленивым работником, умейте вовремя остановиться, а также учитесь планировать свое время, составляйте дневной план дел, недельный отчет о проделанной работе — его демонстрация вашему руководителю будет еще более убедительна».

Юлия Тафинцева считает, что такое «сваливание» обязанностей обычно происходит спонтанно: «Руководитель что-то вспомнил, решил, что надо это сделать, и предложил это выполнить тому, кто рядом, либо тому, кто расторопнее, старательнее… А так как вы новенький, то не будете спорить и отказываться». Как же быть в данной ситуации? «Во-первых, запомните, что не всю работу нужно выполнять сразу же, даже если задача ставится руководством. Да и сам руководитель не всегда ждет молниеносного ее выполнения. Для него может быть главным то, что работа в принципе будет выполнена в ближайшее время. Спросите, к какому сроку нужно это сделать, и спланируйте свои дела. Во-вторых, вполне возможно, что руководство решило, что вам нечем заняться, и вы просто скучаете за рабочим столом. Задайте уточняющий вопрос по делу, дайте понять, какой объем работы вы уже выполнили и что планируете делать в ближайшие часы». Главное в разговоре с руководителем — аргументированное объяснение вашего нежелания выполнять предложенные обязанности.

Если же описанные выше способы не изменили сложившейся ситуации, то стоит принять радикальные меры. Вероника Давыдова, руководитель отдела подбора персонала сети клиник «Семейный доктор», предлагает следующее: «Существует должностная инструкция, в ней очерчены все функциональные обязанности, которые включает та или иная должность». Поэтому если обязанности по факту не соответствуют тому, что написано в должностной инструкции, то нужно еще раз внимательно вместе с вашим руководителем прочесть трудовой договор, в котором описаны именно ваши обязанности. «Руководитель обязан объяснить вам свою позицию и быть предупрежден о том, что в случае несоблюдения трудового договора (а в нем прописано выполнение обязанностей согласно должностной инструкции), вы можете написать заявление об увольнении». Если у него есть аргументы, в числе которых ваша некомпетентность для выполнения обязанностей, то это тоже должно быть озвучено и объяснено.

«Если же интересные вам задачи руководитель перед вами не ставит, может быть, вы с ними еще пока не очень хорошо справляетесь. И есть кто-то, кто делает это лучше, — это также стоит обговорить с начальством. Возможно, при устройстве на работу речь шла о каких-то перспективах, которые были обещаны новому сотруднику при успешном выполнении текущих и, может быть, вполне рутинных обязанностей? Тогда надо поговорить с руководителем, когда и при каких условиях эти перспективы станут реальностью», — говорит Вероника. Помните, что вам не грозит какое-либо наказание за отказ от выполнения чужой работы, и в новом коллективе нужно показывать себя соответствующим образом.