Объять необъятное

Вы считаете, что изучили какой-либо вид деятельности настолько хорошо, что можете открыть собственный бизнес? Не спешите. Знать предмет и уметь управлять им – не одно и то же. Прежде всего стоит ответить себе на вопросы: «Кто вы – ведомый или ведущий? Специалист или дженералист?»

дженералист
дженералист

Почти ничего о многом или много ни о чем?

Термин «дженералист» (от англ. general – «общий, главный, основной») был введен последователями британской экономической школы для обозначения профессионального управленца, администратора широкого профиля.

Дженералисты – стратеги бизнеса, люди, определяющие основные направления работы фирмы в целом, осуществляющие проблемное консультирование процесса или проекта. Именно такие работники, как правило, занимаются предварительной организационной диагностикой, переговорами с клиентами, планированием и координацией выполнения заданий, выработкой заключений, представлением окончательных предложений клиентам. Они должны обсуждать отдельные вопросы с учетом целого и в его контексте, учитывать в любом обсуждении правовые, экономические, политические, психологические и другие аспекты.

Чаще всего дженералистов противопоставляют узким специалистам. Так, следуя философу Ральфу Бартону Перри, специалиста можно определить как человека, который «с течением времени знает все больше и больше о все меньшем и меньшем, пока, наконец, он не станет знать почти все ни о чем». Дженералист же, напротив, определяется им как человек, который «со временем узнает все меньше и меньше о большем и большем, пока, наконец, он не будет знать практически ничего обо всем».

Эти шутливые утверждения, пожалуй, вернее всего отражают явления, происходящие в современном деловом мире. Разница между ролью специалистов и ролью дженералистов в крупных компаниях становится все более ощутимой. На одних и тех же уровнях организации они часто выполняют совершенно различные функции и операции и играют разную роль в решении проблем.

Специалисты не любят обсуждать стратегии и концепции, их любимый вопрос: «Что конкретно нужно сделать?» Проблема в том, что если они приступили к частной задаче, они не хотят больше ничего знать о том, для чего это делается и как это связано с другими задачами и конечной целью. Дженералисты способны увидеть проблему в целом и решать частные вопросы, не теряя конечную цель из виду, учитывая также, что эту цель можно достичь путем исполнения разного набора частных задач.

Дженерализм на практике

Не задумывались ли вы, почему одни люди, управляя одним видом бизнеса, с легкостью могут поменять направление коммерческой деятельности и остаться при этом успешными предпринимателями? А другие при этом, будучи первоклассными специалистами в чем-либо, всю жизнь остаются наемными работниками, а попытки открыть собственное дело у них, как правило, завершаются плачевно? Все просто – разный подход и разные задачи.

Владимир Сабанцев, директор компании «Морфей»:

– За свою относительно недлинную предпринимательскую жизнь я чем только не занимался: торговал хлебом и продуктами, налаживал коммерческую деятельность в сфере услуг, осуществлял бизнес-поддержку различных социальных проектов. Теперь вот освоил производство, и не чего-нибудь, а элитных матрацев и подушек, а также офисной и корпусной мебели. Спросите меня про технологию производства – я не скажу вам ни слова, просто не владею темой во всех деталях. Да руководителю и не нужно вникать в эти вопросы, а вот задавать тон работы компании, определять бизнес-концепцию – его прямая обязанность. С технологией пусть разбираются инженеры, мне же нужно все устроить так, чтоб эти инженеры были лучшими из лучших, и обеспечить этих лучших инженеров первоклассными рабочими. Чтоб реализовать продукцию первоклассных рабочих необходимо позаботиться о штате эффективных менеджеров. И это только кадровый вопрос. А нужно еще иметь четкое представление о сегменте рынка, целевой аудитории продукции и много чего еще. Поэтому моя настольная литература не какие-нибудь «Матрацное дело» или «Энциклопедия столяра и плотника», а деловые журналы об управлении персоналом и стратегии бизнеса. Стараюсь не пропускать интересных бизнес-тренингов и семинаров. Мне интересно узнавать бизнес с разных сторон.

Как стать универсалом?

Бытует мнение, что научиться быть дженералистом невозможно. Однако это не так. Это утверждение так же неверно, как неверно было бы утверждение, что можно быть специалистом во всем. Например, у вас сломался кран на кухне, и вы не в состоянии его починить самостоятельно. Что будете делать? Правильно, вызовите сантехника, который решит вашу проблему максимально результативно. Или находитесь вы, допустим, в незнакомом городе и не знаете, как добраться до нужного адреса. Как поступить – очевидно. Вызываете такси, называете таксисту адрес – и едете. При этом сантехник и таксист в данных случаях – специалисты. А кто же вы тогда? Все просто: вы в описанных ситуациях как раз и выступаете дженералистом, своеобразным «начальником специалистов». А починенный кран и конечная точка пути – не что иное, как цели. Теперь понятно, чего не хватает специалистам, для того чтобы освободить себя от наемного труда и успешно открыть свое дело. Грубо говоря, специалисты почти всегда знают «как делать», но имеют очень невнятное представление о том «что делать».

Цели собственные, а не чужие можно взять только внутри себя, а не снаружи. Но это и очевидно. То есть нужно понять, что есть Ваше Дело, что есть ваше предназначение, а тогда у вас появятся цели, в том числе и промежуточные.

Второй момент – психология. Слишком велико над человеком давление стереотипов. Для желающих стать универсальными управленцами категорически вредно поддаваться на уловки типа:

  • Не дорос еще об этом думать.
  • Слушайся более опытных, они тебе плохого не посоветуют.
  • Будешь слушать, конфету (зарплату, повышение по службе) дадим.
  • Вот когда пройдешь курс молодого бойца, курсы повышения квалификации, получишь диплом, вот тогда…
  • Не могут же все быть неправы, а ты один прав?
  • А кто ты такой, чтобы такие вопросы решать?
  • Старайся, и тебя заметят, а быть выскочкой нескромно.
  • Так всегда делали.

А вот некоторые варианты для развития стратегии перехода в режим самоуправления:

  • Это моя жизнь и я сам буду в ней принимать решения.
  • Кто лучше меня знает, что мне нужно?
  • Зачем мне то, что вы предлагаете? (Если вы не можете мне понятно объяснить, значит мне это не нужно.)
  • Если не я, то кто же?
  • Чем я хуже других?
  • Волков бояться – в лес не ходить.

Как видите, все в ваших руках. Стоит сделать только первый шаг и определить траекторию. А дальше все за вас сделают другие, на то вы и управленец.