Ford Focus... и кое-что еще

Офисный планктон - знакомое название, не правда ли? Менеджер по ..., рабочий день с 9 до 6, зверь-начальник, съемная квартира в Свиблово, офис – в промзоне на шоссе Энтузиастов, недорогая иномарка в кредит. Жизнь по графику. Или что-то еще?

офисный планктон
офисный планктон

Каждый будний день в 8 утра Женя аккуратно, чтобы не помять юбку и пиджак (черные, в тонкую белую полоску), садится в свой красный Ford Focus и едет на работу. Женя – менеджер по персоналу в крупной торговой фирме.

В день у нее десяток собеседований, два-три оформления, одно-два увольнения, совещание с директором по персоналу и подготовка программы аттестации продавцов. Еще нужно узнать, почему вчера администратор одного из магазинов опять опоздала на смену, поговорить с начальницей по поводу «того мальчика, которого вчера прислали от владельцев» и обсудить, что делать с охранником, который пытался не пустить Очень Важного Гостя. В промежутке - обед с коллегами из тренингового отдела, они расскажут, как все смеялись, когда Василий, новый менеджер по закупкам, пытался сбить цену на карандаш, который продавала ему менеджер по продажам Галина. А она поделится, какой идиот приходил к ней сегодня собеседоваться на фасовщика: заблудился в коридоре и пытался найти вешалку в кабинете юристов. За чашкой чая, если будет время, можно успеть просмотреть френдленту, ссылку от подруги, проверить личную почту. В 6 – 6:30 вечера Женя садится в свой красный Ford Focus и едет домой, где ее ждет бойфренд (или она его - зависит от прогноза пробок на Яндексе), а также плита, стиральная машина и комедия на ТНТ.

Типичный взгляд со стороны на типичного офисного работника. А что если посмотреть на него внимательнее?

Офисный планктон – кто это?

Социологи относят к категории офисного планктона тех, кто занимает нижние ступеньки управленческой иерархии: так называемые «голубые воротнички» – менеджеры низшего и среднего звена. Суть «планктона» в том, что они не производят какого-то конечного продукта, который можно потрогать, посмотреть или потыкать мышкой. И поскольку сегодняшний деловой мир – это мир продаж и услуг, именно офисный планктон и составляет основную массу сотрудников фирм, компаний и корпораций.

Само название - «офисный планктон» - подразумевает некую безликую массу, живущую по единым принципам, в которой один менеджер легко заменяет другого. Основное занятие в жизни – это пребывание на работе, занимающее почти все время бодрствования. Подавляющее большинство компаний требуют от своих сотрудников присутствия на рабочем месте в соответствии с графиком, вне зависимости от того, есть ли в этом объективная необходимость. Когда нет работы, время, не занятое непосредственно исполнением трудовых обязанностей, нужно как-то убить – на работе можно общаться с коллегами, пить чай, курить. А еще есть практически неограниченный доступ в интернет...

А что есть работа типичного «офисного планктона»? Договоры, переговоры, собеседования, сделки, коммерческие предложения – все это связано с коммуникацией, передачей информации от одного менеджера к другому. Она не требует особых навыков или специальных знаний. Функции офисного планктона довольно просты: позвонить тому-то, договориться о встрече, написать письмо, предложить, уговорить, отказаться. Если его повысят, и в подчинении у него появится еще несколько менеджеров, то добавится функция распределения обязанностей между ними. Рутина – вот основная характеристика этой работы.

Естественно, в каждой области своя специфика. Маркетологу нужно понимать специфику рынка, с которым он работает, а менеджеру по подбору персонала – будет ли хорошим сотрудником человек, которого он принимает на работу. Но для выполнения базового набора трудовых обязанностей и отработки своей зарплаты «планктону» не требуется эти знания увеличивать, заниматься самообразованием и самосовершенствованием. Именно потому, что большего в ней и не требуется, так часто в среде «планктона» можно услышать разговоры о втором высшем образовании, изучении иностранного языка или бухгалтерских курсах. Именно разговоры, потому что при реальной необходимости в каких-то конкретных знаниях и навыках человек идет учиться, а не выбирает годами вторую специальность между бухгалтерией и дизайном одежды.